С Воскресным днем, дорогие братия и сестры!
Однажды к Иисусу Христу подошел некий человек и спросил: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иногда Господа спрашивали, искушая, то есть, желая найти повод для обвинения. Но тут сознательного лукавства не было, ибо Евангелие свидетельствует, что Иисус… возлюбил его (Мк. 10:21). Но было в нем какое-то скрытое, невольное лукавство, от неверного взгляда и на Иисуса, и на самого себя.
В Неделю 12-ю по Пятидесятнице
Уже в самом обращении Учитель благий крылась ложь, на которую Господь сразу и указал: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог, потому что он не считал Иисуса Богом, но хотел этим, подобающим только Богу, эпитетом выразить свое глубокое уважение к человеку Иисусу. А затем уже Господь дал и прямой ответ на его вопрос: Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди… не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Человек ответил: Все это я сохранил от юности моей. Чего еще недостает мне? И тогда Господь сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (см.: Мк. 10:18-22).
А что значит «отошел»?
Неужели он отошел только от возможности высшего совершенства, а вечную жизнь все же обеспечил себе выполнением заповедей? Конечно же, нет. Потому что отойти от Господа Иисуса Христа, Который есть истина и жизнь, – это значит отойти не только от совершенства, но и от Царствия Небесного, и от вечной жизни: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное (см.: Мк. 10:24-26). Отошел он, видимо, потому, были в нем и самоуверенность, и легкомыслие, и невнимание к себе. Вот и спрашивает, вот он говорит о себе; а действительно ли он сохранил все заповеди, как он утверждает? А действительно ли он готов выполнить все «доброе», что повелит ему Господь? Очевидно, он подошел с целью показать: вот, мол, какой я хороший, ни в чем не имею недостатка!.. И потом он, конечно, не понимал, что перед ним не тот, кто просто показывает путь к вечной жизни, а Тот, Кто один только и может дать ее. Очевидно, и вечная жизнь не была для него такой реальностью, ради которой стоит отказаться от реальности жизни временной.
Богу всё возможно!
Для этого человека еще не пришло время, и ему дан повод подумать о том, что с ним сейчас случилось; насколько он через свое богатство привязан к этой жизни, насколько скудно его представление об истинном совершенстве. Но ведь и Самому Господу Иисусу Христу тоже предстояло завершить Свое дело, чтобы потом Его посланники могли возвестить тому же человеку, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился» Своим ученикам, исполнив их невиданной силы и радости. И если этот человек наконец убедится, что «спастись… человекам… невозможно» ни своей праведностью, ни тем более своим богатством, то он тоже примет протянутую ему спасающую руку воскресшего Господа и пойдет за Ним. А уж «Богу… все возможно» (см.: ст. 27).
Протоиерей Вячеслав Резников
Христианское отношение к богатству. Церковь и мир