О грехе пьянства и традиции избавления от негоСегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ – таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития. Борьба с таким пороком – дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим сегодня нам настоятельно необходимо разъяснение – каковы благодатные, церковные меры борьбы с подобным злом.

О грехе пьянства и о традиции избавления от него

Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля, и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: …Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя… (Мф. 9:22).

Исцеление кровоточивой

Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее таинствах обрести спасение от этого зла. При этом средства в борьбе с пьянством были различны, и прежде всего – литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.

Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через таинства Покаяния и Причастия. Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют его духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием истинного исцеления от порока пьянства.

На исповеди

Первые церковные общества трезвости появились в 1858 году. Позднее, в 1889 году. Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое общество имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на Кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.

Александро-Невское общество трезвости

В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других – собственноручно писал заявление такого, например, содержания: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно и неизменно вступаю в члены христианского общества трезвости и воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям онаго»; или: «Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжение (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера другим в этом же отношении». В общества трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно-приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось «о здравии» в праздники на ектении. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах – денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.

Зачитывает обет трезвости

Обязанности членов общества трезвости

Вот еще некоторые примеры обязанностей члена общества.

«Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Тайн.

Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.

Всегда помни, – гласило наставление, – что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще больше осуждения.

Обет трезвости

Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Святое Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал – как оскорблю Тебя грешным пьянством! Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю – думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят. Утром, встав от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского общества трезвости. Впрочем, если отпавший выкажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него».

Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.

Молитва в храме

«Всегда держи в памяти слова апостола Павла о том, что мы должны друг друга тяготы нести”. Видишь, что твой брат, трезвенник, в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь, – гласило одно из правил Общества. – Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого “гонят и преследуют на земле”, ожидает “великая мзда на небесах”. Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику».

Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.

Разговор со священником

Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства – медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви принадлежит лишь тем способам, которые низводят в душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соделаться причастниками этого негасимого огня!

Митрополит Иоанн (Снычев)

О грехе пьянства и традиции избавления от него

Акафист Божией Матери – Неупиваемая Чаша

Молитвы от алкоголизма

На главную страницу сайта - Семья и Вера