29 октября в истории. Андрей РябушкинВ этот день 29 октября 1861 года родился Андрей Рябушкин. Живописец, мастер исторического полотна.

Андрей Рябушкин

Творческие наклонности Рябушкина проявились довольно рано, с восьмилетнего возраста он помогал старшему брату и отцу писать иконы в церкви. В свободное время Андрей рисовал для себя, да так искусно, что привлек к себе внимание друга семьи, студента Московского училища живописи Преображенского. Преображенский начал давать подростку уроки рисования, а в возрасте четырнадцати лет повез с собой поступать в художественное училище. Несмотря на то, что общеобразовательных предметов Рябушкин почти не знал – он умел только читать и писать – его одаренность заметили в приемной комиссии и зачислили в порядке исключения.

Андрей Петрович Рябушкин

Образование Рябушкина

В списке педагогов училища значились настоящие профессионалы-передвижники: Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Василий Перов, у которого Рябушкин ходил в любимчиках. Василий Григорьевич уважительно называл младшенького в натурном классе «Андреем Петровичем». Однако из-за смерти Перова Рябушкин училище не окончил, уехав в петербургскую Академию Художеств, где стал одним из ведущих студентов.

Дипломную работу на религиозную тему, «Снятие с Креста», Рябушкин написал всего за один месяц до защиты, уклонившись от утвержденного эскиза, вдруг показавшегося ему неинтересным. Замена сюжета стала неприятной неожиданностью для приемной комиссии, и привела к неполучению золотой медали, что немало огорчило автора. Андрей Петрович уже собирался порезать картину на куски, но вмешалась третья сила. Меценат и коллекционер Павел Третьяков купил шедевр, а великий князь Владимир Александрович из своих собственных средств оплатил Рябушкину заграничный пансион на два года.

Андрей Рябушкин - «Снятие с Креста»

«Я беру, весьма может быть ошибочно, все только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи, избегая по возможности неприличного», – так утверждал Третьяков.

Творчество Андрея Рябушкина

Но в Европу выпускник не поехал. Он объездил все старинные русские города, от Ростова Великого до Нижнего Новгорода. Изучал храмы, хранилища музеев, знакомился с крестьянским бытом, впитал в себя красоту русских мест. Что с лихвой отразилось в произведениях.

«Воскресный день», «Возвращение с ярмарки», «Собираются в церковь» – все стороны жизни простых людей волновали художника, но подавались зрителям не в безнадеге и отчаянии. А в яркости, цвете, словно кинокадр или разворот лубочной картинки. Что отодвигало его творчество от жесткой манеры подачи передвижников. Зато приближало к сказочной магии Бенуа, Васнецова, Врубеля.

Андрей Рябушкин. «Собираются в церковь»

«После Сурикова – это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка», – так писал художник Александр Бенуа.

«Человек большого таланта и больших скрытых страстей», в то же время «хрупкий и болезненный, словно носящий в себе какую-то тайну», – так описывал своего коллегу великий Михаил Нестеров.

Глубину разглядел и искусствовед Николай Третьяков, соглашавшийся с тем, что «… талант в простоте». И стоит посмотреть на одну из последних работ Рябушкина «Новгородская церковь», чтобы увидеть «… изба – дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней – дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни».

Андрей Рябушкин. «Новгородская церковь»

29 октября в истории. Андрей Рябушкин

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера