В этот день 29 октября 1861 года родился Андрей Рябушкин. Живописец, мастер исторического полотна.
Андрей Рябушкин
Творческие наклонности Рябушкина проявились довольно рано, с восьмилетнего возраста он помогал старшему брату и отцу писать иконы в церкви. В свободное время Андрей рисовал для себя, да так искусно, что привлек к себе внимание друга семьи, студента Московского училища живописи Преображенского. Преображенский начал давать подростку уроки рисования, а в возрасте четырнадцати лет повез с собой поступать в художественное училище. Несмотря на то, что общеобразовательных предметов Рябушкин почти не знал – он умел только читать и писать – его одаренность заметили в приемной комиссии и зачислили в порядке исключения.
Образование Рябушкина
В списке педагогов училища значились настоящие профессионалы-передвижники: Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Василий Перов, у которого Рябушкин ходил в любимчиках. Василий Григорьевич уважительно называл младшенького в натурном классе «Андреем Петровичем». Однако из-за смерти Перова Рябушкин училище не окончил, уехав в петербургскую Академию Художеств, где стал одним из ведущих студентов.
Дипломную работу на религиозную тему, «Снятие с Креста», Рябушкин написал всего за один месяц до защиты, уклонившись от утвержденного эскиза, вдруг показавшегося ему неинтересным. Замена сюжета стала неприятной неожиданностью для приемной комиссии, и привела к неполучению золотой медали, что немало огорчило автора. Андрей Петрович уже собирался порезать картину на куски, но вмешалась третья сила. Меценат и коллекционер Павел Третьяков купил шедевр, а великий князь Владимир Александрович из своих собственных средств оплатил Рябушкину заграничный пансион на два года.
«Я беру, весьма может быть ошибочно, все только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи, избегая по возможности неприличного», – так утверждал Третьяков.
Творчество Андрея Рябушкина
Но в Европу выпускник не поехал. Он объездил все старинные русские города, от Ростова Великого до Нижнего Новгорода. Изучал храмы, хранилища музеев, знакомился с крестьянским бытом, впитал в себя красоту русских мест. Что с лихвой отразилось в произведениях.
«Воскресный день», «Возвращение с ярмарки», «Собираются в церковь» – все стороны жизни простых людей волновали художника, но подавались зрителям не в безнадеге и отчаянии. А в яркости, цвете, словно кинокадр или разворот лубочной картинки. Что отодвигало его творчество от жесткой манеры подачи передвижников. Зато приближало к сказочной магии Бенуа, Васнецова, Врубеля.
«После Сурикова – это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка», – так писал художник Александр Бенуа.
«Человек большого таланта и больших скрытых страстей», в то же время «хрупкий и болезненный, словно носящий в себе какую-то тайну», – так описывал своего коллегу великий Михаил Нестеров.
Глубину разглядел и искусствовед Николай Третьяков, соглашавшийся с тем, что «… талант в простоте». И стоит посмотреть на одну из последних работ Рябушкина «Новгородская церковь», чтобы увидеть «… изба – дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней – дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни».