1 ноября в истории. Ту-144В этот день 1 ноября 1977 года Ту-144 выполнил первый коммерческий рейс.

Реактивная гражданская авиация

Еще во время Второй Мировой войны реактивная авиация заявила о себе, но прежде всего, как военная сила. Первой перевести реактивный двигатель на мирную службу попыталась Британия. В 1956 году она учредила Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам. Вскоре аналогичная организация появилась во Франции, а потом страны Европы объединили усилия для создания «Конкорда». Первого сверхзвукового пассажирского лайнера.

Ту-144

В Советском Союзе старт работ дан постановлением Совмина 1963 года «О создании ОКБ А.Н. Туполева сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолетов». Неудивительно, что проект достался туполевцам – уже тогда ОКБ было лидером в пассажирской авиации. Еще в 1965 году прошло несколько советско-французских консультаций с привлечением инженеров – обсуждались новые авиационные сплавы. Видимо это немало помогло старту советского реактивного проекта.

КБ Туполева

Советский проект, как и европейский, выглядел амбициозно. В сформулированных требованиях значилось следующее: скорость 2300-2700 километров/час, дальность полета не менее 4500 километров, пассажировместимость – 100 человек. Работу курировал лично Туполев.

Общие особенности конструкции Ту-144

Сборка первого образца началась в 1965 году. Фюзеляж собирали в Жуковском, крылья – в Воронеже. Кстати, именно в крыльях и заключалась самая большая визуальная разница двух самолетов-конкурентов: у «Конкорда» они имели более обтекаемую форму, у Ту-144 больше напоминали боевых предшественников. Обе стороны бились над решением проблемы взлета и посадки. Из-за очень длинного носа машины пилоты почти не видели полосу. Решен вопрос одинаково – нос отклонили вниз. Однако советские инженеры внесли еще один технический нюанс – «крылышки». При взлете и посадке над кабиной пилотов раскрывались два небольших крыла – они облегчали маневры.

Проект самолета Ту-144

Двигатели Ту-144 были главной головной болью конструкторов. НК-144 выдавали высокую мощность, но топлива потребляли почти вдвое больше, чем «конкордские» агрегаты. В 1970-е годы решение было найдено. Новый двигатель, который отвечал всем требованиям современности.

Эксплуатация Ту-144

Первый полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда». Испытания продолжались еще долго. Слишком сложной была машина. Только в 1977 году началось коммерческое использование двух бортов. На маршруте Москва – Алма-Ата. Удовольствие было не заоблачно дорогим – 68 рублей, в то время, как обычный рейс стоил 48 рублей. Однако выполнили только 55 рейсов, и уже в следующем году их прекратили. На очередных испытаниях разрушился топливопровод и загорелся двигатель. Самолет с трудом посадили. После происшествия машину сняли с эксплуатации. Не раз случались попытки вернуть ее на линию, но в 1980 году произошло разрушение нового двигателя, хотя пилоты и тогда сумели посадить самолет.

Сборка Ту-144

Последняя попытка вернуться к коммерческому использованию произошла в 1981 году. Снова подвели двигатели. Вскоре правительство постановило прекратить работы над Ту-144. Эра сверхзвуковых пассажирских перевозок в СССР начиналась долго, а закончилась, увы, очень быстро. Но надо сказать, и «Конкорд» свернул свою работу из-за слишком высокой цены и низкой надежности.

1 ноября в истории. Ту-144

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера