О ПАВШИХ НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ ПОМОЛИМСЯ!
Димитриевская родительская суббота была установлена по указу князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле над татаро-монгольским войском, князь Димитрий отправился в Свято-Троицкий монастырь.
Ранее настоятель монастыря, преподобный Сергий Радонежский, благословил его на битву с захватчиками и отправил в помощь ему двух иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые пали в бою и были погребены у стен монастырского храма Рождества Пресвятой Богородицы. В Свято-Троицком монастыре преподобный Сергий отслужил заупокойную службу в память о православных воинах, павших в Куликовской битве. С Куликова поля домой не вернулось великое множество людей, отдавших свои жизни за веру и Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла горечь утрат, и этот светлый и скорбный день стал на Руси днем поминовения усопших.
С тех пор в субботу накануне дня памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского, в храмах и на кладбищах по всей Руси совершаются заупокойные богослужения, а православные христиане посещают могилы своих почивших родственников. А если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, то следует дома помолиться об упокоении почивших.
Живые на земле живым на Небе
Родительская суббота – словосочетание, знакомое не только христианам. Христиане первых веков собирались в определенные дни на кладбищах для поминовения усопших. В такие дни как бы стирались, нивелировались границы между двумя мирами – живых на земле и живых на Небе.
Церковь постановила совершать поминовение по умершим еще вот по какой причине: немало людей умирает неестественною смертью – на войне, в катастрофах и прочее, и далеко не у всех есть родственники, готовые помолиться о нечаянно умерших.
Нужно помнить, что наша горячая молитва, щедрая милостыня могут совершить чудеса.
В храмах в родительскую субботу служится Литургия с поминовением усопших, а затем панихида. Святитель Николай (Кавасила) пишет об особенно важном значении для усопших поминовения на Литургии:
«Нет ничего необыкновенного в том, что Христос отрешившимся от тела душам, которых не мог обвинить ни в одном из тяжких грехов, преподаст эту трапезу.
Необыкновенно и чудно то, что человек тленный вкушает Тело нетленное. А что душа – существо бессмертное – приобщается соответственным ей образом того, что бессмертно, – что в этом удивительного?»
Усопшие нуждаются в нашей помощи, в нашей молитве, сама молитва за них имеет благотворное действие и на молящихся, а с другой стороны, эта молитва являет и единство Церкви, ведь у Бога все живы (см. Лк. 20,38). Поминовение усопших не ограничено пределами храма; кладбища и даже пределами домашней молитвы или какого-то иного времени и места. Вся наша жизнь является свидетельством памяти об усопших и приносит им радость, если проходит в Боге.
Примечателен ответ одного старца на вопрос, как лучше помолиться об усопшем: «Лучшая панихида – твоя добродетельная жизнь».
Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося.
В особенности должно стараться поминать его за Божественной Литургией, когда приносится Бескровная Жертва, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с Кровью Христовой, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной Крови Искупителя и делает его общником Христовым.
Святитель Симеон Солунский
Христианин, знающий, что всё мире происходит по воле любящего Бога, не должен предаваться ни чрезмерной скорби, ни впадать в отчаяние от того, что смерть отнимает у него родных и близких. Умерло у тебя детище или друг, ты рассуждай, что детище не умерло, но отдано назад, что друг не скончался, но отправился в путь и ушел от тебя несколько вперед по той же дороге, по которой и нам будет необходимо идти.
Святитель Василий Великий
Живые и оставшиеся на земле веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы перед Богом. Как Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего.
Святитель Епифаний
Наступает Димитриевская родительская суббота