21 декабря в истории. Ан-225 «Мрия»В этот день 1988 года совершил первый полет самый тяжелый самолет, когда-либо поднимавшимся в воздух, Ан-225 «Мрия». Он существует в единственном экземпляре.

Предшественники Ан-225 «Мрия»

Ан-225 – последний проект-гигант Советского Союза, до сих пор остающийся «самым-самым» по грузоподъемности в мире и самым тяжелым грузовым самолетом. Впрочем, и у этой машины были свои выдающиеся предшественники. Уже в 1913 году взлетел первый рекордсмен конструкции Сикорского «Илья Муромец». Аэроплан поднял умопомрачительные по тем временам 1290 килограммов. Для установки рекорда на борт погрузились 16 человек и собака.

В конце 1920-х появился ТБ-1, он же АНТ-4, детище Туполева – начало советской многомоторной тяжелой авиации. В 1946 году появилось КБ Антонова, которое стало передовиком транспортной авиации СССР. Сначала АН-8 – грузоподъемность по тем временам уже не столь внушительная – 11 тонн. Через 4 года взлетел АН-12, способный перевозить уже 21 тонну. По мере разрастания «холодной войны» стал вопрос о разработке сверхгрузоподъемных самолетов с большой дальностью, чтобы оперативно перебрасывать крупногабаритные грузы, военную технику.

Самолет Ан-12

Ан-225 «Мрия»

Первенцем стал Ан-22 «Антей», способный взять на борт до 300 солдат, 200 раненых, груза до 60 тонн. А вот следующая модель «Мрия», стал продуктом уже мирной конкуренции, космической гонки. В начале 1970-х в Штатах началась разработка многоразового космического корабля «Спейс шаттл». СССР взялся за создание «Бурана». При чем тут самолет? Дело в том, что новейший космический аппарат на космодром Байконур должен был прибыть почти в готовом виде. Дорог, отвечающим требованиям транспортировки, не было. Единственный выход – заброска по воздуху. Создать фюзеляж достаточной ширины – задача тоже повышенной сложности. Благо, был опыт США, где их шаттл транспортировали на «спине» Боинга. Также решили делать и у нас, тем более уже существовал транспортный самолет Ан-124 «Руслан», самый грузоподъемный самолет в мире среди серийных. Однако он мог принять до 170 тонн груза. Не хватало еще около 80 тонн. Проект по доработке запустили в 1984 году.

Ан-225 «Мрия»

Разработка Ан-225 «Мрия»

Сам Антонов не застал даже начала работ по сборке «Мечты» («Мрія» по-украински), он умер в том же 1984 году. Разработкой руководил многолетний заместитель Антонова Петр Балабуев. «Мрия» сохранила силуэт «Руслана», но увеличилась в размерах, получила укрепленные стойки шасси, удлиненное крыло, двухкилевое оперение, а главное – еще одну пару двигателей, их стало 6. Сборочный цех гигантская машина покинула 30 ноября 1988 года. А 21 декабря взлетела, проведя в небе больше часа. Все системы отработали штатно.

Ан-225 «Мрия» с «Бураном»

Эксплуатация Ан-225 «Мрия»

Всего через полгода «Мрию» пригнали на главный европейский авиасалон в Ле-Бурже. Без преувеличения можно сказать, что взлет Ан-225 с «Бураном» на спине произвел фурор. Длина грузового отсека – 43 метра, ширина – больше 6, высота – больше 4, размах крыльев – почти 90 метров. В отсеке по ширине без труда поместятся 2 КАМАЗа и между ними легковая машина. В отличие от базовой модели «Руслана», «Мрия» в серию не пошла. Вместе с закрытием программы «Буран-Энергия» отпала необходимость в гигантах-транспортниках.

Единственный этот экземпляр летает до сих пор, перевозя на дальние расстояния сверхгабаритные и тяжелые грузы. Например, в 2016 году самолет перевозил из Бразилии в Чили 155-тонную электротурбину. Запоминающийся полет в Ле-Бурже стал, по сути, эффектным прощальным туром страны, покидающей мировую арену.

Самолет Ан-225 «Мрия»

21 декабря в истории. Ан-225 «Мрия»

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера