1 февраля в истории. Августин де Бетанкур-и-МолинаВ этот день 1758 года родился испанский, а затем и российский ученый, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, инженер, механик Августин де Бетанкур-и-Молина.

Августин де Бетанкур-и-Молина

Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина родился на Канарских островах и происходил из рода, в котором были короли этого экзотического для нас архипелага. Августин отучился в Академии изящных искусств в Мадриде, потом в Париже.

Свою неординарность он доказал уже на родине. В 25 лет он запустил первый в Испании воздушный шар. Дороги и пути стали настоящим призванием молодого инженера. Бетанкур объездил всю Европу, изучая принципы судоходства, возведения дорого и мостов. Наконец, в конце XVIII века Августин Бетанкур стал главным по дорогам по всей Испании.

Августин де Бетанкур-и-Молина

Деятельность Бетанкура в России

Правда, в Европе тогда было неспокойно, поэтому инженер уехал сначала в Париж, а там получил предложение поехать в Россию, страну, где такому специалисту, как Бетанкур всегда найдется работа. Испанца приняли на службу сразу, в чине генерала, и нагрузили большими задачами.

Началось все с фонтана «Девушка с кувшином» в Царском селе. Ему потом посвящали стихотворения Пушкин и Ахматова. Следующие назначения были куда масштабнее. Августин Августинович – а именно так прозвали испанца в России – спланировал первый постоянный мост через Малую Неву, лучшую в Европе машину для очистки русла реки, и знаменитый московский Манеж, здание с поистине обширнейшей по тем временам крышей.

Манеж в Москве

Бетанкур же, по сути, создал предприятие, которое по сей день выпускает российские деньги и государственные бумаги. Он не только лично спланировал производство, но и разработал технологию: выбрал материалы, придумал инновационный способ нанесения водяных знаков.

В 1816 году Бетанкур взялся за еще одну большую задачу: перенос крупнейшей в России Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Августин Августинович получил в свое распоряжение строительную часть – и сделал лучший торговый комплекс в Европе. В Новгородской ярмарке сочетались удобство, практичность и красота ансамбля. Для создания ярмарки Бетанкур построил несколько кирпичных заводов и спланировал всю инфраструктуру. Инженер считал Новгородскую ярмарку главным делом жизни.

Нижегородская ярмарка

В 1818 году Августина Августиновича бросили на решение вечной проблемы России – он стал главным директором Управления судоходными и сухопутными сообщениями. Бетанкур в работе добрался до самых удаленных уголков страны – доехал до Грузии и Черного моря. Лично следил за строительством, например, важнейшего шоссе Москва-Новгород-Санкт-Петербург (его проложили за 2 года).

Исаакиевский собор и Александровская колонна

И Бетанкур не был бы Бетанкуром, если бы не оставил после себя наследие: он основал множество инженерных училищ. Там, где воспитывали лучших специалистов времени. Но главные памятники, которые еще долго будут символом этого инженерного гения – Исаакиевский собор и Александровская колонна. Пока Огюст Монферран отвечал за внешний вид, Бетанкур продумывал технологические решения. Именно он проверял проект Исаакиевского собора – крупнейшего сооружения в России.

Установка александровской колонны

Колонну на Дворцовой площади водрузили уже после смерти Бетанкура, но сам способ придумал Августин Августинович. Понадобилась система лесов, 60 кабестанов, система блоков, 2000 солдат и 400 рабочих – они управились с глыбой весом в 612 тонн меньше, чем за 2 часа.

1 февраля в истории. Августин де Бетанкур-и-Молина

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера