10 февраля в истории. Борис ПастернакВ этот день 1890 года родился поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак.

Борис Пастернак

Родители будущего поэта Леонид Пастернак и Розалия Кауфман были известнейшими в Москве людьми. Признанные мастера своего дела, художник и пианистка, в своем доме они организовали музыкальную гостиную. Поэтому маленький Борис видел и общался с Рахманиновым, Горьким, Мечниковым. Когда мальчику было 4 года, к ним в гости приехал автор «Войны и мир» граф Лев Толстой. «Его образ прошел через всю мою жизнь», – так позже писал Пастернак. А игру на фортепиано юного Бориса одобрял сам Скрябин. Словом, этому человеку во многом повезло родиться и вырасти в особой культурной среде, и пути для него открывались самые широкие.

Борис и Александр Пастернак

Сначала Борис мечтал быть пианистом. И еще во время учебы в гимназии он уже был студентом на композиторском факультете консерватории. Казалось, будущее предопределено. Но неожиданно в восемнадцатилетнем возрасте Пастернак прекратил свои занятия музыкой. Он прошел через два факультета Московского университета. Выборы своего призвания привели молодого человека даже в Германию, где его наставником был философ с мировым именем Герман Коген. В конце концов, Пастернак окончательно решил – он будет поэтом. А вот теперь все было очень серьезно…

Творческий путь Пастернака

Уже вскоре стихи молодого поэта вышли в сборнике «Лирика». После революции вышли еще две книги стихов: «Сестра – моя жизнь» и «Темы и вариации». Эти два сборника вознесли Пастернака на поэтический Олимп.

Сборник Пастернака

И в то время, как его родители эмигрировали в Германию, подальше от большевистской власти, Борис становился звездой советской поэзии. 1920-е годы выдались очень плодотворными. Вышли три поэмы Пастернака, роман в стихах. В 1934 году на Первом съезде писателей о Пастернаке уже говорили, как о ведущем современном поэте. Но уже тогда впервые он почувствовал, как мимолетна слава литератора в сталинской России. Похвала вдруг сменилась критикой, и вот уже на целых семь лет его перестали печатать.

Пастернак мужественно пережил эти годы, он занялся переводами европейских классиков. А когда началась Великая Отечественная война, стал фронтовым корреспондентом. Послевоенные десять лет Борис Пастернак посвятил написанию романа «Доктор Живаго».

«Доктор Живаго»

Нобелевская премия по литературе за роман «Доктор Живаго»

Это была та книга, которая в глазах миллионов людей, но в одной части света вознесет его на пьедестал, в глазах других превратит в отверженного. В центре сюжета романа – участь русской интеллигенции первой половины XX века. В СССР книгу отказались печатать «из-за негативного отношения автора к революции». В итоге ее напечатали в Италии в 1957 году. И уже через год Шведская академия присудила Борису Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за продолжение традиций великого русского эпического романа». В книге воспоминаний сына поэта подробно описан день, когда Пастернаки узнали об этом великом событии:
«Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак 29 октября 1958 года ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущен». Весть разлетелась по Москве моментально. Отовсюду сыпались поздравления, приходили телеграммы, за комментариями приходили журналисты. Зинаида Николаевна (жена) обсуждала, какое ей шить платье для поездки в Стокгольм».

Борис Пастернак

Атмосфера праздника продлилась в доме писателя недолго и закончилась с появлением на пороге литератора Константина Федина, председателя Союза писателей. У него был приказ сверху, во что бы то ни стало уговорить Пастернака отказаться от премии. На страницах советских газет, между тем, развернулась кампания травли поэта. Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, его обвинили в измене Родине. Борис Леонидович сломался, отказался от премии, и вскоре умер. Диплом Нобелевского лауреата вручали уже сыну Пастернака, почти тридцать лет спустя.

10 февраля в истории. Борис Пастернак

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера