В этот день 1325 года Москва стала церковным центром Руси. Благоверный великий князь Иван Калита убедил святителя митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву.
Русская митрополия: от Киева до Москвы
Деяния митрополита Петра позволяют приравнять его к первым лицам Русской Церкви. А главным делом его была борьба за единство Руси и благословение Москвы, как объединяющего звена Русского государства и народа.
Самый первый дом для глав Русской Церкви находился в Киеве. Но нашествие монголов на Русь разорило великий город, он был сожжен дотла, и резиденция была перенесена во Владимир-на-Клязьме. Но и этот русский церковный центр и богатый город пострадал от Орды.
На роль центра Руси претендовали многие княжества, но самыми успешными и сильными были Великое княжество Литовское, княжество Тверское и княжество Московское. Правитель Московского княжества Иван Калита был прямым потомком святого Александра Невского. И был почитаем народом. Кроме того, он обладал качествами дипломата и дальновидного политика. Он устранил практически всех соперников.
А благодаря действиям Калиты страна получила передышку от нашествий. Князь сумел договориться с Ордой, что он самолично будет собирать дань со всей Руси и доставлять ее ханам. Его власть крепчала, Москва богатела, а ее земли постепенно расширялись.
Иван Калита осознавал и великую роль Церкви, поэтому у него и возникла мысль соединить на одной территории и церковный центр, и верховное правление Русью. Калите удалось пригласить на постоянное жительство в Москву митрополита Петра. Митрополит согласился, поскольку тоже видел в этом очевидные преимущества для Церкви, быть союзником и опорой сильнейшему светскому правителю. Московский князь предоставил многочисленные льготы митрополичьей резиденции, которые способствовали приумножению церковной казны. Московская знать была мощной поддержкой. Еще одним существенным мотивом переноса кафедры митрополитов в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов, а значит митрополит «всея Руси» не задевал в Москве ничьих церковных интересов.
Москва – церковный центр Руси
В начале XIV века, 1 марта 1325 года на Руси произошло судьбоносное событие. Митрополит Петр перевел митрополичью кафедру из города Владимира в Москву, положив начало центру великой державы и церковному центру нашей страны. Церковь была полноценной ветвью власти, и, поселив у себя митрополита, Москва сделала самую весомую заявку на звание столицы зарождающегося русского государства.
В будущем канонизированные князь Иван Калита и митрополит Петр положили начало соединению духовной и светской власти, единению общих усилий для процветания Москвы. Двор великого князя и двор митрополита помещались в близком соседстве. По словам историка Соколова:
«… светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая в свою очередь, всей своей гражданской мощью главу Русской Церкви – митрополита…»
По совету митрополита Петра великий князь заложил в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
«Если ты, – сказал святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм в честь Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плеща врагов наших».
Это, конечно, был удачный союз, и поддержка митрополита помогла быстрому восхождению Москвы.
Митрополит Петр умер в 1326 году и был объявлен первым московским святым, он абсолютно верно предсказал незадолго до своей смерти, что Русь побьет татарское войско, освободится от ига, и что Москва станет главным городом государства России. Приемник Петра, митрополит Феогност, родом грек, окончательно утвердил в Москве свое местопребывание, и с этого момента ее можно прочно считать столицей Руси.