26 марта в истории. Цезарь КюиВ этот день 1918 года ушел из жизни знаменитый композитор, музыкальный критик, член «Могучей кучки», инженер-генерал Цезарь Кюи.

Цезарь Кюи

Как не удивительно, но также как его товарищ Александр Бородин совмещал в себе способности композитора и химика, так и Цезарь Кюи совмещал в себе композитора и профессора фортификации. И оба музыканта соединились в квинтете творческих величин «Могучая кучка». Удивительный союз талантливейших русских людей и композиторов.

Музыкальные способности Цезаря начали проявляться в раннем возрасте. В 5 лет он уже наигрывал военные марши, учился у сестры игре на фортепиано. Увлечение мальчика заметил и отец, но в то же время он убедил сына, что для стабильности материального положения нужна нормальная профессия, а музыкой можно заниматься и на досуге.

Военная карьера Кюи

Так, по настоянию взрослых, одаренный подросток поступил в училище, а затем и в инженерную Академию. Прапорщик, поручик, профессор, генерал-майор – карьера Кюи стремительно шла вверх. Именно Кюи, скажем, стал одним из инициаторов внедрения бронебашенных установок в крепостях. Эта инновация украсит буквально все защитные укрепления в XIX-XX веках.

Технический склад ума Кюи ценили и уважали коллеги. Но все-таки инженер посвящал музыке только свободное время. И кто знает, до каких высот Кюи смог бы подняться, как композитор, посвящая он этому все свое время.

Цезарь Антонович Кюи

Кюи, как композитор

«Случай меня с ним свел, на одном из квартетных вечеров у тогдашнего инспектора университета… Мы с ним разговорились, он мне рассказывал про Глинку, которого я совсем не знал… Мы скоро дружески сошлись и в течение двух-трех лет виделись ежедневно», – так Кюи отзывался о важнейшей в его жизни встречи с музыкантом Балакиревым. Не жалея своего времени, Милий Алексеевич наставлял нового друга по части оркестровки, композитор Даргомыжский по части голоса, Мусоргский по композиции.

«В стиле его сочинений уже теперь очень явственно выступает «славянский» характер и служит залогом большой оригинальности», так в самом начале творческого пути Кюи отзывался о нем критик Серов.

Музыка Цезаря Кюи дышала французским очарованием, полетом мыслей и душевной глубиной. Одним из таких веселых воздушных произведений была одноактная комическая опера с китайскими мотивами «Сын мандарина», она долгое время не сходила со сцены, собирая зрительные аншлаги.

Всего же за свою творческую жизнь Кюи создал 14 опер, десятки романсов, хоровые и ансамблевые произведения, сотни музыкально-критических работ. Но из-за того, что усидеть на двух стульях было все-таки тяжело, не обходилось и без слабых мест. Как считалось, у Кюи не получались оркестровки. Неряшливость присутствовала и в исполнении самих произведений.

Цезарь Кюи

Однажды случился казус, когда недовольный своей оперой, Кюи попросил публику не приходить на его премьеру. В целом же, произведения Кюи почти не остались в памяти потомков, в отличие от произведений его друзей по сообществу. Чаще всего имя Кюи вспоминают именно в связи с его вхождением в «могучую кучку».

«Ратклиф» не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах, рос, окреп, и теперь в люди выходит на наших же глазах, и ни разу не изменил нашим ожиданиям. Как же не любить такое милое и хорошее существо», – так писал Мусоргский об одной из опер Кюи. И разве не является это оценкой коллег, и прижизненная творческая поддержка с их стороны, признанием композиторских способностей. Пусть не реализованных на всю мощь.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера