27 марта в истории. Аркадий АверченкоВ этот день 1880 года родился знаменитый писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журнала «Сатирикон» Аркадий Аверченко.

Аркадий Аверченко

Его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О. Генри, а простая читающая публика наградила Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха». И как у его заморских коллег, у русского сатирика оказалась жизнь очень насыщенная событиями и самым непростым опытом. Отец его был купцом, но малоудачным в деле. Как иронично писал сам Аркадий:

«… отец был по горло занят хлопотами и планами, каким бы образом поскорее разориться? Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость – добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом».

Творчество Аверченко

Семья осталась без средств, и Аркадий работал с 15 лет, хотя был болезненным ребенком с плохим зрением и даже не мог посещать школу, обучаясь дома. Он служил писцом, потом в конторе угольных рудников, расположенной в глухой степи три года. Работа была рутинная, и Аверченко скрашивал своими шутками и байками будни сослуживцев. Они и посоветовали ему все записывать. В начале XX века вышел первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам он о своем дебюте:
«Литературная моя деятельность была, как мне казалось, сплошным триумфом. Во-первых, я написал рассказ… Во-вторых, я отнес его в «Южный край». И, в-третьих (до сих пор я того мнения, что в рассказе это самое главное), в-третьих, он был напечатан!»

Аркадий Аверченко

Аверченко приняли в газетно-журнальные круги. В 1906 году он стал редактором сатирического журнала «Штык». Издавал его почти в одиночку: писал статьи, вел рубрики, даже рисовал иллюстрации. Журнал был закрыт по цензурным соображениям. Как и следующий журнал Аверченко – «Меч».

Журнал «Сатирикон»

В 1907 году автор решил перебраться в Петербург, чтобы попытать счастье и сразу отправился в редакцию журнала «Стрекоза», когда-то знаменитого, но потерявшего популярность. Благодаря Аверченко «Стрекоза» превратилась в «Сатирикон». Под новым именем журнал стал расходиться все большими тиражами. Куприн говорил:

«Сатирикон» сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его».

Этот журнал был большим явлением в жизни дореволюционной России. Скажем, книга Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» получила грандиозную популярность, много раз переиздавалась. И до сих пор многие люди наизусть цитируют огромные фрагменты из этого ироничного изложения нашей истории. Благодаря умению Аверченко все знаменитые петербургские писатели и художники стали сотрудничать с журналом. В «Сатириконе» печатались Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, Леонид Андреев, Маршак, Куприн, Алексей Толстой, Надежда Тэффи, Маяковский и многие другие.

Аркадий Тимофеевич Аверченко

 «Летопись эмигранта»

В это время Аверченко любим читателями, его слава росла. Миниатюры и пьесы его буквально расхватывались театрами. Но вот наступил 1917 год. Сам писатель, хотя и называл свой смех «беспартийным», но в августе 1918 года его журнал «Новый Сатирикон» был закрыт под предлогом «политической неблагонадежности юмориста». Аверченко, предвидя репрессии, с огромным трудом уехал из России. Он не мог долго оставаться на одном месте. Из Турции он отправился в Германию, затем в Восточную Европу.

Аверченко много работал. Его рассказы, написанные за границей, прозвали «летописью эмигранта». А книга «Двенадцать ножей в спину революции» настолько остро критиковала власть большевиков, что «его имя было под запретом в СССР вплоть до конца перестройки». На чужбине Аверченко прожил недолго. Умер он 12 марта 1925 года в Праге, где и был похоронен на Ольшанском кладбище. Ненадолго он пережил старую Россию. А имя его, как крайне неблагонадежного автора, было надежно забыто в России новой.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера