Великий вторник

Мир Вам, дорогие братия и сестры!

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Вокруг Него собрались толпы людей. Кто-то слушал Его, боясь пропустить хотя бы одно слово, а кто-то хотел найти в Его речах повод для обвинения. Среди начальников народа было много врагов Иисуса, которые хотели погубить Его. Но Его мудрые ответы ставили недругов в тупик.

Великий вторник. Три притчи

В первые дни Страстной седмицы в Церкви мы слышим особенно сильные слова Христа Спасителя. Во второй день Страстной седмицы – Великий Вторник, Церковь нам предлагает к Евангельскому чтению три притчи, сказанные Иисусом Христом за три дня до Своих страданий: о десяти девах; о талантах; и о суде.

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах.

Притча о десяти девах, пятеро из которых были мудры, а остальные пятеро неразумны.

Евангелие от Матфея

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.

Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Мф. 25, 1-13

Из трех притч Великого вторника, посвященных теме суда, притча о десяти девах занимает особое место.

Сам Господь трактует эту притчу и рассказывает о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Во время этого пришествия, по притче половина, которые готовились к встрече, то есть были верующими, окажутся вне Царствия Небесного. И услышат слова: отойдите от Меня, Я не знаю вас. И будут затворены двери.

Притча о десяти девах

Только жертва может наполнить наши светильники елеем

В руках дев были светильники. Они являются образом души человеческой. У пяти мудрых дев масло оказалось в сосудах, у других же нет.

Если светильники есть суть образ души человека, то разве может быть так, что душа оказывается пустой? Ведь человек, даже не имея за собой никаких добрых дел, в течение всей своей жизни постоянно чему-то учится, получает образование, воспитание, совершает какие-то достижения, обретает богатство, награды, даже какое-то могущество. Да, несомненно, всё это входит и формирует образ человека. Но всё перечисленное не считается и не признается ценностью перед Богом, потому что все эти дела – не суть тот елей, который питает светильник и дает ему возможность возгореться при встрече Жениха. Многое, что в очах человека является ценностью, чему мы посвящаем свою жизнь, на самом деле ценностями перед Богом не является. Их невозможно предъявить на Божьем суде в качестве оправдания своей жизни. На Божьем суде будут рассматриваться только те добрые дела, в которых мы жертвуем себя другому человеку.

Добрые дела должны быть в центре жизни христианина. А доброе дело всегда требует от нас жертвы: поделиться частью того, что имеешь, ограничить себя, свои потребности и устремления. Именно это и наполняет душу елеем, который способен возгораться при встрече Жениха.

Почему двери Царства Небесного могут оказаться затворенными?

Мы столько читаем и видим в Евангелии слов о надежде, например притча о блудном сыне и другие притчи. Но жить только надеждой и только упованием на милость Божию, не помня о том, что есть и суд Божий, если есть суд, то на нем мы можем быть осуждены, нельзя.

Каждый из нас должен задуматься о том, что если относиться небрежно, нерадиво ко второму пришествию Господа Иисуса Христа, то для нас Царствие Небесное может оказаться закрытым дверям.

Чтобы понять, чем провинились пять неразумных дев, надо посмотреть контекст. Этот обряд, который упоминает притча, по многим исследованиям Священного Писания, выглядел так. Девы – подруги невесты должны были встретить жениха. Они встречали его со светильниками. Друзья жениха встречали невесту, которую приводил отец. Задача этих подруг невест состояла в том, чтобы встретить, вовремя поправить светильники свои, не нарушить этой прекрасной, красивой традиции, проводить жениха. Оказывается, они не выполнили то задание, которое дал им Господь. Можно не войти в Царство Божие, потому что ты не выполнишь ту мысль, тот промысел Божий, тот замысел Божий, который есть о тебе. О каждом человеке у Бога есть замысел.

Что символизирует собой масло?

Масло – это добродетели или добрые дела, которые свидетельствуют Богу о том, что ты готов. И которые совершаются по привычке, по образу жизни христианина.

Страшный суд для человека приближается вплотную в момент смерти человека. В Священном Писании сказано: «В чем застану, в том и сужу». И человек может умереть в любой момент. Поэтому память смертная есть великая добродетель. Когда человек умирает, он почти уже ничего не может сделать. Очень много может молитва за него его близких, потому что если он творил дела любви, и эта любовь посеялась в сердцах окружающих его людей и взросла через внимательную, любящую молитву о нем, как свидетельство Богу, что этот человек прожил в любви. В этом человек может обрести большую помощь. Но если этого нет, если никто тебя не вспоминает с болью и любовью, тогда Страшный Суд приблизился к тебе вплотную, когда ты умер.

Елей – это добрые дела и дела милосердия, которые свидетельствуют Богу, что мы хотим жить в Царствии Божием, потому что уже здесь жили по законам любви. Блаженны милостивии, потому что они помилованы будут.

За что дается человеку благодать?

Есть ещё одно толкование этой притчи, когда светильник в лампадах рассматривается как Благодать Божия, которую стяжал человек. Такое понимание вытекает из знаменитой беседы преподобного Серафима с Мотовиловым и из толкований других святых отцов. Благодать Божия трудно определимый термин. Это присутствие Божие, это сила, энергия Божия. Очень много определений у этого понятия. Благодать – это то, в чем человек должен жить и должен чувствовать, когда она отходит, когда прибавляется.

Евангельская притча о десяти девах

Особенно чеканна мысль о стяжании благодати произнесена преподобным Марком Повижником. Он говорит: «Бог дает человеку благодать не за добродетели, не за труды, принесенные ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов». Человек творит добрые дела, не всегда он их творит ради Бога. Человек трудится для того, чтобы ему их легче было творить. Буквально стискивает зубы, чтобы не обругать в ответ обидчика или в тяжелейшей борьбе ограничивает свое чрево постом, не берет взятки или что-то ещё. Но благодать приходить не за это. А благодать, как присутствие Божией помощи приходит тогда, когда человек смиряется. Потому что когда он борется, он познает свою немощь. Если есть покаянное сознание своей немощи, тогда к человеку приходит благодать.

Последний миг земного мира

Ближе к вечеру Спаситель с учениками снова отправился в Вифанию. Поднимаясь по Елеонской горе, они устали и решили передохнуть. Замечательный вид открывался отсюда на город, на Храм. Солнце уже садилось, и его косые лучи окрашивали всё таинственным бледным цветом. Ученикам стало почему-то тревожно, и кто-то из них спросил: «Что будет с этими зданиями?» «Камня на камне не останется от них», – неожиданно ответил Учитель. Мысленный взор Его видел в тот миг, как спустя сорок лет придут римляне и сотрут с лица земли старый город. А дальше Господь стал говорить о другом, о том, чем закончится жизнь этого мира. Не только Иерусалим будет разрушен, но в конце концов наступит такое время, когда солнце померкнет, звезды спадут с неба, и луна не даст света, и от края неба до края засияет знамение Сына Человеческого – Крест. И все народы земли увидят этот знак, а вслед за этим и Сам Сын Божий, окружённый ангелами, явится с небес. Не тихим Младенцем придёт Он в мир в этот последний день, а Царём вселенной. Уже сгустились сумерки, когда Спаситель закончил говорить.

Ученики молчали, силясь представить непостижимый, страшный и в то же время прекрасный миг последнего дня земного мира, за которым последует новый, бесконечный день вечности.

Великий вторник

Знамение Сына Человеческого

7-я Страстная Седмица 2

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера