5 июня в истории. Петр Клодт

В этот день 1805 года родился русский скульптор, академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств Петр Клодт.

Петр Клодт

Петру Клодту, потомку баронского рода, была уготована военная карьера. Работа в области искусства в аристократической среде считалась «моветоном»  даже у родственников. Как-то раз Владимир Клодт заметил брату:

«Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!»

Лошадей Петр обожал и изучал, начиная с раннего детства.

Военное училище юноша все же окончил, но вскоре ушел в отставку, с письменного разрешения государя, который сыграл значительную роль в творческой судьбе Клодта. Их знакомство началось, когда Николаю I преподнесли в подарок вырезанную из дерева фигурку всадника. Будучи заядлым лошадником, император приказал привести к нему автора. После аудиенции у монаршей особы, Петр Клодт был рекомендован в Академию художеств вольнослушателем. В скором времени игрушки коней и гусар нового студента стали пользоваться спросом, а самого Клодта взял под свое крыло русский скульптор, ректор Академии художеств Иван Мартос (кстати, автор знаменитого памятника Минину и Пожарскому).

Творческая деятельность Петра Клодта

Уже через несколько лет, когда возникла идея о возведении в Санкт-Петербурге Нарвской триумфальной арки, зашла речь и о Клодте. По мнению государя, кони скульптора Степана Пименова оказались «слишком худы». Петр Клодт же, к тому времени ничего кроме игрушек не делавший, испугался и решил отказаться от государева предложения.

Скульптор Петр Клодт с супругой

«Вы не можете отказаться. Кое-кому, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто», – было сказано ему сурово.

Клодту пришлось согласиться. И он, никогда не работавший с глиной и гипсом, вылепил такого коня, которого высоко оценила комиссия по строительству. «Сия модель сделана с желаемым успехом».

Так свершилось почти чудо. Шестерка коней неизвестного никому самородка украсила Триумфальную арку. После столь удачного дебюта Петр Клодт почти тот час был назначен на должность профессора скульптуры Академии художеств.

Однако главный триумф ждал Клодта впереди – это был заказ по созданию коней на Аничковом мосту в Петербурге. Монумент «Укротители коней» первоначально планировали разместить на набережной, недалеко от Дворцовой площади. Но осмотрев место, Клодт заметил, что невозможно «укрощать коней рядом с водой и кораблями». Местом для композиции стал Аничков мост, который подвергся длительной реконструкции. Открытие двух конных бронзовых групп и двух временных парных гипсовых копий, затонированных под бронзу, вызвало всеобщее восхищение.

«Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую», – писала столичная пресса.

Прусский король Фридрих Вильгельм IV был в таком восторге от увиденного, что выпросил у государя бронзовых «аничковых коней», отлитых на замену гипсовых. Николай I не смог отказать и Клодт самолично повез «царский подарок» в Германию. Итальянский король Обеих Сицилий Фердинанд II также не остался равнодушным к шедевру, заказав бронзовые копии в Неаполь. Итальянские газеты не жалели похвалы:

«В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» – картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». Николай I был, конечно, тоже доволен талантом, который сам и открыл.

Петр Клодт

В мае 1855 года в Санкт-Петербурге был поставлен памятник баснописцу Крылову. Это была последняя большая работа скульптора Петра Клодта. И так как всех животных с этого постамента он лепил с натуры, в мастерской художник поселил даже медведя и волка, которых ему привели егеря. И в этом – весь профессионализм и самоотдача Клодта. Все бы хорошо, да говорят, только волк доставлял хлопоты, охотясь на кошек.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера