Традиция молиться за усопших

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В послании Иакова есть слова: «Молитесь друг за друга». Этот призыв относится к нашему молитвенному предстоятельству как за живых, так и за усопших. Прежде всего, это связано с тем, что в глазах Бога все живы. В Евангелии от Луки сказано: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).

Любовь никогда не перестает

Религиозная жизнь человека не оканчивается его физической  смертью. И милосердие Божие не прекращается после гробовой крышки. Любовь никогда не перестает. Она не прекращается по отношению к нам ни в этой жизни, ни в жизни иной. Как и мы живые, любим живых, но когда они переходят в состояние умерших, мы не прекращаем их любить. Тем более Бог, который есть Абсолютная Любовь. Он объемлет своей любовью как живых, так и мертвых. Впрочем у Него все живы.

Прощение грехов существует и за гробом

Есть текст в Евангелии от Матфея, который косвенно указывает на то, что прощение грехов существует и за гробом: «Если кто скажет на Сына Человеческого, проститься Ему: если же кто скажет на Духа Святого, не проститься  ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф. 12:32) Уточнение о том, что не проститься в будущем веке указывает на то, что другие категории человеческих грехов прощаются и в будущем. Иначе излишне было бы об этом говорить. Но в случае с хулой на Духа Святого, не прощается ни в этой жизни, ни в будущей.

У апостола Петра: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18-20). «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. (1Пет. 4:6).

Милосердие Божие найдет и души усопших

Традиция молиться за усопших восходит к ветхозаветной Церкви и ко дням Христа Спасителя. И хотя Христос все неверные моменты в современном Ему иудаизме обличил, но он никогда не касался устойчивой практики молитвы за мертвых.

Молитва об усопших

В евангелии от Иоанна мы находим следующие слова: «Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». «не сказал ли Я тебе, что,

если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11: 32,40) Эта слава Божия проявляется к умершему человеку. Лазарь  переживает воскресение из мертвых. Совершенно очевидно, что любовь Бога распространяется и на живых, и на мертвых. По отношению к смерти Лазаря, Христос прослезился, видя беспомощность людей перед фактом физической смерти.

Священное Писание свидетельствует, что молиться за усопших в надежде на их воскресение – это святая и благочестивая мысль.

Когда мы с верой просим и за наших усопших, вверяя их Божественному милосердию, мы можем надеяться, что это милосердие найдет их за гробом.

Наши умершие нуждаются в милости – нашей молитве. В еврейском народе был такой обычай помина усопших, когда как бы от имени усопшего раздавали пищу, хлеб, чтобы принимающие это воздаяние молились за него.

Что приносит нашим усопшим пользу?

Господь наш Иисус Христос много раз, рассказывая притчи народу о Царствии Божии, в конце говорил такие слова: «Имеющий уши да слышит».  Казалось бы для чего? Это очень важные слова. Господь Сердцеведец знает нашу поврежденную грехом природу. Мы действительно таковы, это констатация факта, диагноз нашей повреждённой природы. Мы действительно порой слышим только то, что хотим услышать. И совершенно не слышим то, что слышать не хотим.

Святитель Симеон Солунский четко и ясно, на основании предании Церкви говорил: «Почему людям, которые живут во грехе и от греха отстать не желают, такая жертва приносимая за них служит им во осуждение?».  Эти слова святого Симеона призывают к вдумчивому, благоговейному отношению к Божественной Литургии,  к своей собственной душе и душам ближних.

Из послания святого апостола Иакова мы знаем, что необходимо молиться друг за друга. И Ветхий Завет нам говорит о необходимости подавать милостыню о спасении душ живых, и о спасении душ усопших. В частности в седьмой главе книги Иисуса, сына Сирахова, сказано: «И к бедному простирай руку, дабы благоволение твое было совершено. Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милостыни». Здесь подразумевается, что надо давать милостыню о упокоении души усопшего.

Милостыня о упокоении души

Самая необходимая помощь для наших усопших – это молитва за них на Божественной Литургии.

Святитель Иоанн Залтоуст призывает каждого из нас молиться за своих усопших родственников и близких на Литургии. Не только священник, которому в алтарь принесли записки, молиться, но важно и самому вознести мысленную молитву: «когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося за наших усопших». Именно во время Евхаристического канона мысленно, с благоговением, с сердечными слезами, нужно помолиться за своих усопших. Это и будет личное участие человека в общецерковной молитве, в Божественной Литургии. Именно этого ждёт от нас Господь. Ведь написать записку и подать её не сложно, а важно самому принять участие в молитве.

Живые, которые ещё здесь находятся во плоти, имеют самовластие, свободную волю, могут творить как добрые дела, так и грешить, то есть человек ещё удобоизмечив о время земной жизни. Как говорил святой Симеон Солунский, что если человек живет и сознательно не хочет отвратиться от греха, сознательно в Бога не верит, смеется  над верой, попирает заповеди Божии и совесть, то за такого человека мы молиться и можем и должны. Но поминать на Божественной Литургии такого нельзя, потому что это служит ему в осуждении.

Усопший же человек уже перешел за грань этой земной жизни. Сам человек помочь себе уже не может. Он уже нуждается в молитве других. Люди, находясь там, если у них есть ещё любочестие,  рады бы покаяться, если бы только Бог им дал ещё несколько минут земной жизни, но они сами свою жизнь уже исправить не могут. Ведь усопший – это уже не цельный человек, имеющая свободную волю, а душа, расставшаяся с телом.  Такой человек нуждается в нашей молитве, и он имеет право ждать нашу молитву за него.

Традиция молиться за усопших

Троицкая Родительская суббота

На главную страницу сайта - Семья и Вера