19 июля в истории. Великий князь Роман Олегович

В этот день 1270 года в Орде погиб Великий князь рязанский Роман Олегович, в будущем канонизированный.

Сражение под Клястицами

В июле 1812 года в ходе отечественной войны у деревни Клястицы под Витебском произошло трехдневное сражение, которое из-за численного превосходства французов должно было закончиться для них триумфом. Но неожиданно для наполеоновской армии, она получила сильный отпор от русских войск, и отступила за Западную Двину, чем закрыла для себя путь на Санкт-Петербург навсегда. Великая победа нашла отражение не только в произведениях поэтов, но и стала вековым свидетельством небесной поддержки истинного праведника, князя Романа Олеговича, чей день памяти отмечался 19 июля.

Князь Роман Олегович

«Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью», – таким по преданию изображался святой благоверный князь, запечатленный на одной из стен московского Храма Христа Спасителя.

Город с церковью стал пророчеством – в Рязани был освящен храм в честь Романа Рязанского, а начиная с 1854 года, священнослужители начали проводить ежегодный крестный ход, отдавая дань уважения благоверному князю, которому на момент совершения православного подвига было, как и Иисусу Христу, 33 года.

Великий князь Роман Олегович

Князь Ярослав, в крещении названный Романом, родился незадолго до начала монгольского нашествия в семье рязанского князя  Олега Ингваревича Красного. От своих предков юноша унаследовал не только телесную, но и духовную красоту. Он стойко переносил тяжелые испытания, выпавшие на его долю, матери лишился рано, деды пали за родину, сражаясь с ханом Батыем. Батюшка провел в плену 14 лет и был отпущен на волю только в конце жизни. Но даже ради предложенной свободы и свидания с сыном, которого он увидел уже подростком, Олег Красный не отступился от православной веры и наотрез отказался принять язычество.

«У них нет богослужения, они не поклоняются (никому), но божье имя упоминают часто, при любом случае. И мы не знаем, воссылают ли они хвалу Богу сущему или призывают другое божество, да и они тоже не знают. Но обычно они рассказывают вот что: государь их – родственник бога, взявшего себе в удел небо и отдавшего землю хакану…»

Княжение Романа Олеговича

Итак, заняв место почившего отца, молодой князь начал относиться ко всем своим подданным с кротостью и смирением, пытаясь всеми силами и средствами помогать нищим и угнетенным, защищая их от непомерных податей, накладываемых сборщиками дани – баскаками. Теряя в доходах, баскаки лютой ненавистью возненавидели рязанского правителя, один из них сочинил на князя поклеп, и доставил его монгольскому хану Менгу-Тимуру, сообщая, что Роман поносил их веру. Как писала летопись, благоверный князь «оправдывался, но баскак наустил многих от князей татарских, и они начали понуждать его к вере их…» Однако все уговоры и угрозы татар о скорой, медленной и ужасной смерти прошли впустую.

«Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам», – с княжеским и христианским спокойствием цитировал преподобный слова страстотерпца князя Михаила Всеволодовича Черниговского.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский

На это мучители только смеялись в ответ и с ухмылкой привели приговор в исполнение, о чем сообщала летопись подытожившая:

«Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера