26 июля в истории. Дмитрий Григорович

В этот день 1938 года ушел из земной жизни российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолетам и истребителям Дмитрий Григорович.

Дмитрий Григорович

Начало XX столетия было началом увлечения человечества авиацией. Эта любовь не обошла и Дмитрия Григоровича. Его жена писала:

«С 1909 года, когда Дима окончил Киевский политехнический институт, мы оба были увлечены авиацией, и тогда впервые у него зародилась мечта о создании аэроплана своей конструкции…»

Проектирование самолетов

Уже тогда, в 1909 году, Григорович спроектировал первый легкий спортивный биплан Г-1 с двигателем в 25 лошадиных сил. Чуть позже Дмитрий Григорович увлекся идеей создания конструкции самолета по типу «летающей лодки». Эта мысль возникла у него не случайно. В мире еще не было эффективного самолета, который бы в качестве взлетной и посадочной площадки использовал водные пространства. И вот в 1913 году был спроектирован первый в мире гидросамолет М-1. За ним чередой – М-2 и М-4.

Уже летом 1913 года морской летчик Александров при посадке на воду разбил летающую импортную лодку «Доннэ-Левек», и летчика ждали огромные неприятности по службе, только если бы он не отремонтировал машину за свой счет. Александров обратился на Русско-Балтийский завод. Там с него запросили огромные 6500 рублей. И тут нашелся инженер Дмитрий Григорович, который взялся отремонтировать летающую лодку бесплатно, что он и сделал. Все окончилось благополучно. Александров избежал неприятностей, а Григорович получил дополнительный инженерный опыт.

Дмитрий Григорович

За короткое время он сконструировал и построил больше двадцати типов машин. Уже в 1915 году летающая лодка Григоровича М-5, то есть, «Морской пятый», была лучшим учебным гидросамолетом в мире. А в декабре в Баку прошла испытания летающая лодка М-9. О ее летных качествах лучше всего говорит тот факт, что 17 сентября 1916 года лейтенант Ян Нагурский на этой лодке впервые в мире выполнил «петлю Нестерова». Эта модель отличалась не только своими летными качествами, она отлично держалась на воде при волне до 4-х баллов.

В 1916 году Дмитрий Григорович создал первый в мире гидросамолет-истребитель, М-11. На нем кабина летчика была защищена броней. Вскоре он узнал, что его истребитель участвует в боевых действиях Первой Мировой, его радости не было предела.

Уже после революции, в 1923 году инженера назначили техническим директором авиазавода №1. Григорович собрал опытных сотрудников и добился расширения завода. Теперь он мог заняться истребителем И-1. Правда, эта новая модель вышла не очень удачной, из-за чего Григоровича перевели на должность начальника технического отдела, и он так сильно переживал, что перенес сердечный приступ. После болезни он продолжил работу над истребителем. И-2 Григоровича, несмотря на некоторые недостатки, оказался хорошей машиной и был запущен в серию.

Авиаконструктор Дмитрий Григорович

В сентябре 1928 года Григоровича арестовали. Но и в тюрьме он продолжал трудиться. Арестованные авиаконструкторы были объединены в КБ для создания маневренного истребителя. Самолет был построен всего за месяц. Очень удачный, маневренный И-5. Освобожден Дмитрий Григорович был только в мае 1930 года. Он преподавал в МАИ и стал заведующим кафедрой конструкции самолетов. Дмитрий Павлович, один из пионеров российской и мировой авиации, умер в 1938 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера