15 декабря в истории. Валерий Чкалов

В этот день 1938 года во время испытательного полета нового истребителя погиб летчик, герой Советского Союза Валерий Чкалов.

Валерий Чкалов

Валерий Чкалов прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь. На момент катастрофы ему не исполнилось и 35 лет. У него была типичная советская юность, характерная для ребят его поколения, заставших в детстве революцию.

Не получив законченного образования, с 14 лет он работал. А когда ему было всего 15 лет, попал в Красную Армию. Там он в качестве слесаря занимался обслуживанием самолетов, но всегда грезил сам подняться в небо. Ведь тогда полеты в облаках были мечтой каждого мальчишки и юноши. А каждый летчик был почти таким же героем, как космонавт десятилетия спустя.

Наконец, в 1921 году Валерий Чкалов получил долгожданное направление на курсы летчиков и через год совершил первый полет. За три года он освоил фигуры высшего пилотажа, которые выполнял с таким мастерством, что вызывал зависть бывалых летчиков. Все сослуживцы неизменно отмечали его доброту, прямоту, открытость, но при этом удивительную авантюрность. Стал полулегендарным случай, когда Чкалов в Ленинграде пролетел прямо под Троицким мостом, за что получил выговор.

Летчик Валерий Чкалов

Летно-испытательная работа

С 1930 года пилот начал работу летчика-испытателя. Так, что за несколько лет стал обладателем уникального достижения, он освоил и довел до совершенства технику управления более 70-ти разновидностей самолетов. Наконец, в 1936-1937 годах Валерий Чкалов получил уже всемирную известность, совершив рекордные беспосадочные перелеты на Северный полюс и в Соединенные Штаты Америки, проведя в небе по 60 часов. В это время за Чкаловым прочно утвердилось реноме любимчика Сталина. Тот вообще обожал своих «соколов». Сталин также предложил пилоту возглавить НКВД. Но Чкалов от такой «чести» отрекся, сказав, что не может отказаться от неба.

С начала декабря 1938 года Валерий Чкалов готовился к полету на новой машине – истребителе И-180. «Обкатка» механизмов не предвещала ничего сложного, тем более для главного аса страны. 10 и 12 декабря Чкалов выполнил два руления на земле, оба раза – происходили поломки.

Гибель Чкалова

Тем не менее, 15 декабря он поднялся в воздух, успешно выполнил программу первого полета и возвращался на аэродром. В нескольких сотнях метров от земли двигатель начал терять обороты, а вскоре и вовсе заглох. Позже близкий друг Валерия Чкалова, второй пилот, участвовавший в легендарных беспосадочных перелетах, подробно восстановил картину последних минут жизни летчика-испытателя. Высота была уже критически низкой, а до ближайшего места, где можно было сесть, оставалось 400 метров. В последние секунды Чкалов заметил деревянную постройку – это могло его спасти. «Будь это сарай, следовало «вмазать» в не очень прочные стропила, которые разрушаясь, смягчат, амортизируют удар. Но это барак, из труб его валит дым, там живут люди…» Летчик совершил последний маневр, и самолет столкнулся со столбом. Первыми к умирающему подбежали жители барака, который он только что облетел стороной.

Валерий Чкалов

Спустя много лет после трагедии всплыло множество странных обстоятельств. Во-первых, Чкалова срочно вызвали к полетам на И-180 из отпуска. Во-вторых, во время наземных испытаний было выявлено более сотни неисправностей, и, несмотря на это, взлет было решено не откладывать. В конце 1990-х начали тиражировать «факты», уровня желтой прессы. Непонятно одно: почему Валерия Чкалова, человека, «жизнь которого дороже любого самолета», как сказал ему лично Сталин, допустили до почти гарантированного смертельного полета?

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера