Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Сегодня мы, прежде всего, вспомним выставку, на которой Илья Ефимович Репин представил свою новую большую работу. Эта картина, увы, до нашего времени не сохранилась. А может быть, она находится где-нибудь в частной коллекции. Но сохранилось огромное количество подготовительных работ, о которых мы сегодня будем вспоминать. Эту работу Илья Репин создавал в течение почти сорока лет. То есть, дольше, чем все остальные. «Отойди от меня, Сатана» или «Искушение».
Искушение Христа
Мы помним работу на эту тему. Только называлась она «Христос в пустыне». Это была картина Крамского. Репин начал работать над этой темой несколько раньше своего учителя. Это годы еще его ученичества в Академии художеств. И к этому времени относится первый эскиз, который находится в Ростовском художественном музее.
О чем это? Давайте вспомним Евангелие от Матфея. Это четвертая глава, где говорится о пребывании Христа после крещения в пустыне.
1 Тогда Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола.
2 И проведя в посте сорок дней и сорок ночей, наконец ощутил голод,
3 И подойдя, искуситель сказал Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами.
4 Он же ответил: написано: «Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
5 Тогда берет Его диавол в святой город и ставит Его на крыло храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; написано, ведь: «Ангелам Своим заповедует Он о Тебе», и: «На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею».
7 Сказал ему Иисус: написано также: «Не искушай Господа Бога твоего».
8 Снова берет Его диавол на гору весьма высокую и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если павши поклонишься мне.
10 Тогда говорит ему Иисус: прочь, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Три искушения. Одно о первенстве духовного над материальным миром, второе о перспективе ставить Богу какие-то условия и искушать Его, и третье о бренности славы земной. Три искушения, которые Репин считал актуальными. Они и были актуальными для XIX века, первого века торжествующего атеизма.
Илья Репин
Для нас с вами Илья Ефимович – это, прежде всего, художник демократического направления, мастер критического реализма. Но нас так научили, нас в этом убедили, что он мастер, прежде всего, демократически смеющихся запорожцев, обличающий террор Ивана Грозного и сочувствующий возвращающимся поселенцам или отказывающимся от исповеди народовольцам.
А он, оказывается, в своей мастерской из года в год сорок лет подряд работал над темой, которая никоим образом не связана с критическим реализмом, с демократическими принципами. И вот тут самое время вспомнить о том, что Репин на самом деле – это художник, который начинал как иконописец, еще до Академии. Он вспоминал в конце своей жизни:
«Самым важным в моем искусстве было писание писанок к Великдню. На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХВ». На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы – все, что подходило к Великдню».
Первое, дорогое, бесценное воспоминание Репина на закате его дней о том, с чего все начиналось. И этому он оставался верен до конца жизни.
Мы ведь с вами знаем, что Илья Ефимович – художник-реалист. И как реалист он умел и любил быть удивительно подробным, не упускал никаких характерных мелочей, которые могли бы полнее, ярче раскрыть образ, который содержался в картине. И мелочей для него не существовало.
«Отойди от меня, Сатана»
Но вот когда мы смотрим на работы «Искушения», то обращаем внимание на то, что это какой-то иной, нам с вами незнакомый художник Репин, который пренебрегает мелкими деталями, отбрасывает их, как ненужные, и пытается решить свою задачу, средствами, к которым он в иных работах не прибегает. Это удивительная мера обобщения, свобода живописи. Собственно говоря, он вообще решает поставленную перед собой задачу только средствами живописи, являясь, по сути дела, и экспрессионистом, и импрессионистом.
Было достаточно времени, чтобы детализировать ту или иную работу, остановиться, попытаться насытить произведение какими-то деталями. Репин этого не делает, видимо потому, что считает это совершенно излишним.
И вот здесь мы с вами говорим о своеобразии стиля. Стиль в известной степени достаточно условный. Когда видим эти работы, в них присутствует некая зыбкость живописного пространства, поразительно решенная колористически и фактурно. Мы все время как бы в мире, в котором нет привычного для нас материального обоснования, за что бы можно было зацепиться. Пожалуй, именно образ Христа решается более привычно для нас, с какими-то элементами ясного узнавания. Ведь все-таки, перед нами ипостась Богочеловека.
А вот что касается образа сатаны, то посмотрите, как интересно он решен в этюдах 1890-1891 годов. Перед нами что-то вроде живописного черного взрыва, в котором мы начинаем угадывать черные, распростертые в пространстве воскрылья, некие отдельные очертания. И даже не очертания, а что-то выступающее, дисгармонирующее.
Или вот посмотрите на этюд, где сатана изображен в виде черного ангела. Но еще интереснее образ 1895 года. Образ страшный, воинственный. Он не детализирован. Мы можем в нем угадать какие-то ассоциации с воином персидским, с воином римским, страшным, угрожающим, жестоким, и как бы безличным.
И еще есть очень интересный тип 1903 года, где пылающий, просачивающийся кровью, пламенем красный демонический образ. Это попытка проникнуть в суть страха, в суть зла, которое искушает Христа, и через Него пытается решить судьбу всего человечества.
И, конечно, работа, хранящаяся в Симбирске. Перед нами откровенное соблазнение Христа роскошью мира, теми возможностями, которые раскрывает сатана перед Христом, и перед человечеством, конечно, тоже.
Как интересно пытается решать многоликий, многообразный образ сатаны Илья Ефимович Репин. Тревожно ему в этом мире, раз он так предан этой теме, раз из года в год постоянно к ней обращается, ощущая неизбежность соблазна, страшного и коварного, и, увы, свидетелем которого он будет, когда целая страна надолго окажется под соблазном сатаны.
Но ведь соблазн касается не только России, соблазн касается всего мира. И эта тема актуальна и сегодня. И работа Репина звучит сегодня, тем более что язык этой работы универсален во всех сохранившихся до нас шести этюдах. Это язык вполне современный, даже для нашего необычного, недоброго и утратившего связи с нашими традициями времени.
Слово в образе. Голгофа. Распятие Христа