Слово в образе. Отойди от меня, Сатана

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы, прежде всего, вспомним выставку, на которой Илья Ефимович Репин представил свою новую большую работу. Эта картина, увы, до нашего времени не сохранилась. А может быть, она находится где-нибудь в частной коллекции. Но сохранилось огромное количество подготовительных работ, о которых мы сегодня будем вспоминать. Эту работу Илья Репин создавал в течение почти сорока лет. То есть, дольше, чем все остальные. «Отойди от меня, Сатана» или «Искушение».

Искушение Христа

Мы помним работу на эту тему. Только называлась она «Христос в пустыне». Это была картина Крамского. Репин начал работать над этой темой несколько раньше своего учителя. Это годы еще его ученичества в Академии художеств. И к этому времени относится первый эскиз, который находится в Ростовском художественном музее.

О чем это? Давайте вспомним Евангелие от Матфея. Это четвертая глава, где говорится о пребывании Христа после крещения в пустыне.

1 Тогда Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола.
2 И проведя в посте сорок дней и сорок ночей, наконец ощутил голод,
3 И подойдя, искуситель сказал Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами.
4 Он же ответил: написано: «Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
5 Тогда берет Его диавол в святой город и ставит Его на крыло храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; написано, ведь: «Ангелам Своим заповедует Он о Тебе», и: «На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею».
7 Сказал ему Иисус: написано также: «Не искушай Господа Бога твоего».
8 Снова берет Его диавол на гору весьма высокую и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если павши поклонишься мне.
10 Тогда говорит ему Иисус: прочь, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Три искушения. Одно о первенстве духовного над материальным миром, второе о перспективе ставить Богу какие-то условия и искушать Его, и третье о бренности славы земной. Три искушения, которые Репин считал актуальными. Они и были актуальными для XIX века, первого века торжествующего атеизма.

Илья Репин

Для нас с вами Илья Ефимович – это, прежде всего, художник демократического направления, мастер критического реализма. Но нас так научили, нас в этом убедили, что он мастер, прежде всего, демократически смеющихся запорожцев, обличающий террор Ивана Грозного и сочувствующий возвращающимся поселенцам или отказывающимся от исповеди народовольцам.

А он, оказывается, в своей мастерской из года в год сорок лет подряд работал над темой, которая никоим образом не связана с критическим реализмом, с демократическими принципами. И вот тут самое время вспомнить о том, что Репин на самом деле – это художник, который начинал как иконописец, еще до Академии. Он вспоминал в конце своей жизни:

«Самым важным в моем искусстве было писание писанок к Великдню. На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХВ». На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы – все, что подходило к Великдню».

Первое, дорогое, бесценное воспоминание Репина на закате его дней о том, с чего все начиналось. И этому он оставался верен до конца жизни.

Мы ведь с вами знаем, что Илья Ефимович – художник-реалист. И как реалист он умел и любил быть удивительно подробным, не упускал никаких характерных мелочей, которые могли бы полнее, ярче раскрыть образ, который содержался в картине. И мелочей для него не существовало.

Илья Репин. Отойди от меня, Сатана

«Отойди от меня, Сатана»

Но вот когда мы смотрим на работы «Искушения», то обращаем внимание на то, что это какой-то иной, нам с вами незнакомый художник Репин, который пренебрегает мелкими деталями, отбрасывает их, как ненужные, и пытается решить свою задачу, средствами, к которым он в иных работах не прибегает. Это удивительная мера обобщения, свобода живописи. Собственно говоря, он вообще решает поставленную перед собой задачу только средствами живописи, являясь, по сути дела, и экспрессионистом, и импрессионистом.

Было достаточно времени, чтобы детализировать ту или иную работу, остановиться, попытаться насытить произведение какими-то деталями. Репин этого не делает, видимо потому, что считает это совершенно излишним.

И вот здесь мы с вами говорим о своеобразии стиля. Стиль в известной степени достаточно условный. Когда видим эти работы, в них присутствует некая зыбкость живописного пространства, поразительно решенная колористически и фактурно. Мы все время как бы в мире, в котором нет привычного для нас материального обоснования, за что бы можно было зацепиться. Пожалуй, именно образ Христа решается более привычно для нас, с какими-то элементами ясного узнавания. Ведь все-таки, перед нами ипостась Богочеловека.

А вот что касается образа сатаны, то посмотрите, как интересно он решен в этюдах 1890-1891 годов. Перед нами что-то вроде живописного черного взрыва, в котором мы начинаем угадывать черные, распростертые в пространстве воскрылья, некие отдельные очертания. И даже не очертания, а что-то выступающее, дисгармонирующее.

Или вот посмотрите на этюд, где сатана изображен в виде черного ангела. Но еще интереснее образ 1895 года. Образ страшный, воинственный. Он не детализирован. Мы можем в нем угадать какие-то ассоциации с воином персидским, с воином римским, страшным, угрожающим, жестоким, и как бы безличным.

И еще есть очень интересный тип 1903 года, где пылающий, просачивающийся кровью, пламенем красный демонический образ. Это попытка проникнуть в суть страха, в суть зла, которое искушает Христа, и через Него пытается решить судьбу всего человечества.

Илья Репин. Отойди от меня, Сатана. Эскизы

И, конечно, работа, хранящаяся в Симбирске. Перед нами откровенное соблазнение Христа роскошью мира, теми возможностями, которые раскрывает сатана перед Христом, и перед человечеством, конечно, тоже.

Как интересно пытается решать многоликий, многообразный образ сатаны Илья Ефимович Репин. Тревожно ему в этом мире, раз он так предан этой теме, раз из года в год постоянно к ней обращается, ощущая неизбежность соблазна, страшного и коварного, и, увы, свидетелем которого он будет, когда целая страна надолго окажется под соблазном сатаны.

Но ведь соблазн касается не только России, соблазн касается всего мира. И эта тема актуальна и сегодня. И работа Репина звучит сегодня, тем более что язык этой работы универсален во всех сохранившихся до нас шести этюдах. Это язык вполне современный, даже для нашего необычного, недоброго и утратившего связи с нашими традициями времени.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Голгофа. Распятие Христа 

На главную страницу сайта - Семья и Вера