Преподобный Андрей Критский жил и творил в начале VIII века, был монахом лавры святого Саввы Освященного, одного из главных центров церковного гимнотворчества и песнотворчества. Он оставил нам уникальное творение – Великий канон – для того, чтобы мы через него назидались в духовной мудрости. Те образы, и мысли, которые мы встречаем в Великом каноне, главным образом основаны на Ветхом Завете. И мы можем спросить себя, зачем Ветхий Завет христианам, какова его ценность для нас, что он может открыть нам о Боге?
Зачем Ветхий Завет христианам?
Очень часто люди, пытаясь прочитать Ветхий Завет или одну из его книг, спотыкаются о множество недоумений, которые возникают при чтении. Почему Бог подчас представлен таким жестоким, таким несправедливым? Почему в Ветхом Завете описывается так много всяких ужасов, всяческого насилия, убийств? И как будто бы не только эти убийства описываются, но даже оправдываются. Почему весь Ветхий Завет прославляет один народ и как будто бы унижает другие народы? Почему от лица Бога произносятся такие заповеди, которые кажутся невыполнимыми и даже противоречащими общепринятой нравственности? Множество этих и других возникает при чтении Ветхого Завета. И надо сказать, что уже в древней Церкви, в первые века существования христианства, спорили о том, какова ценность Ветхого Завета и нужен ли он для спасения.
Но Церковь ответила на это так. Священное писание состоит из Нового и Ветхого Заветов. И Ветхий Завет является тем откровением, которое Бог дал израильскому народу для того, чтобы подготовить его к встрече со Христом. Именно для этой цели Господь посылал израильскому народу пророков, которые возвещали ему волю Божию. И в пророческих книгах помимо очень глубоких и важных для нас духовно-нравственных наставлений, мы встречаем прямые предсказания о Христе, о том, каким Он будет, как Он придет, как Он пострадает и возьмет на Себя грехи мира. Также мы встречаем пророчества и о Его Воскресении.
Псалтирь
В Ветхом Завете есть удивительная книга, которая называется Псалтирь, и которая легла в основу суточного круга православного богослужения. Ни один поэт, ни один гимнотворец или песнотворец не написал более глубоких и более прекрасных молитвенных слов, и не превзошел царя Давида в умении восхвалять Бога и приносить покаянный плач. В Псалтири мы находим все необходимое для молитвы. Любые человеческие чувства передаются словами псалмов. И самые глубокие покаянные молитвы, и самые радостные восхваления Бога – все это присутствует в Псалтири. И Церковь заповедала читать Псалтирь ежедневно, и по церковному уставу вся она прочитывается за богослужениями в течение одной недели, а в Великом посту дважды в неделю. А некоторые избранные псалмы звучат богослужения каждый день и даже не один раз в день. Как, например, 50-й псалом, о котором говорится в Великом покаянном каноне, что он является иконой, образом покаяния. Царь Давид, после того, как согрешил, через этот псалом принес покаяние, составив как на иконе песнь. Так буквально говорится в Великом каноне.
Учительные книги Ветхого Завета
В Ветхом Завете есть множество учительных книг, которые являются назидательными и душеполезными. Есть много историй, из которых многому можно научиться. Как мы слышали в Великом каноне, Ветхий Завет – это книга, в которой содержится множество примеров людей, и мы призваны подражать их добродетелям и избегать тех пороков, которые описываются в этой священной книге.
Откровение
Но мы должны помнить, что Ветхий Завет – это было предварительное Откровение. Полное Откровение о Боге мы получили в Новом Завете, через Господа нашего Иисуса Христа. И если мы хотим узнать, каков Бог, каковы Его свойства, как Он относится к людям, то об этом мы, прежде всего, узнаем из Нового Завета: из Евангелия, из апостольских посланий. Мы узнаем о том, что Бог милосерден, что Бог любит всякого человека, что Бог отдал Сына Своего единородного для того, чтобы нас спасти.
И именно в свете этого новозаветного благовестия мы и должны читать Ветхий Завет, не как абсолютную истину в конечной инстанции, а как книгу, которая готовила израильский народ, и которая готовит нашу душу к принятию Христа. И именно в свете новозаветного Откровения приобретают для нас смысл рассказы и образы Ветхого Завета, в том числе, как прообразы тех реальностей, о которых говорится в Евангелиях.
Вот почему Церковь не только не отвергла Ветхий Завет на раннем этапе своего бытия, но и включила его полностью в состав Священного Писания, для того, чтобы христиане могли извлекать пользу из этого величественного собрания священных книг. Но будем помнить о том, что Ветхий Завет нужно читать через призму евангельского благовестия. Только в этом случае при чтении Ветхого Завета не будут возникать те вопросы, которые возникают при его буквальном прочтении. Только в этом случае чтение Ветхого Завета станет для нас подлинно назидательным и душеспасительным.
В течение Великого поста будем читать книги пророков, читать другие книги Ветхого Завета, читать псалмы, вникать в ту премудрость, которая оставлена нам древними. И будем молиться Господу, чтобы Он просветил нас светом Своего богоразумия, и чтобы это священное чтение было для пользы нашей души.
Великим постом Церковь интенсивно читает Ветхий Завет