Молитва преподобного Ефрема Сирина

В течение Великого поста на всех богослужениях, кроме суббот и воскресений, читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва, которая вставляется в каждую службу, вечерню, утреню, Литургию Преждеосвященных Даров, часы, повечерие, полунощницу. И всякий раз мы слышим слова, которые напоминают нам о тех грехах, от которых мы должны избавляться, и о тех добродетелях, которые Господь призывает нас приобретать.

Молитва преподобного Ефрема Сирина

«Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми», – так начинается эта молитва. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие – вот те грехи, от которых мы просим избавить нас Господа в дни Великого поста.

Праздность, уныние, любоначалие и празднословие

Почему праздность? Потому что праздность – это безделье, это ничегонеделание, это то время, когда человек ничем не занят, и когда он подвержен разного рода искушениям. Мы знаем, что дьявол разнообразными способами нападает на человека. Он вселяет в него помыслы блудные, помыслы хульные, помыслы греховные. И все это происходит чаще всего тогда, когда человек празднен, когда он ничем не занят. Потому что, если он занят, то ему некогда принимать эти помыслы.

Уныние – это грех, который сковывает человека, который парализует его волю, его душу, его сердце, его ум, делает для человека бесполезной всю его жизнь.

Любоначалие – это властолюбие. Грех, который может исказить природу самого человека, когда человек начинает жить не ради добродетели, а ради власти, ради того, чтобы получить власть над другими людьми или удержать эту власть.

Празднословие – это то, чем мы все грешим. Потому что всякий раз, когда мы встречаемся друг с другом, мы говорим не только о том, что необходимо и о том, что важно, но говорим на разные ненужные темы и тратим наше драгоценное время на эти пустые разговоры, на пустую болтовню.

Молитва в храме

 Целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь

И что святой Ефрем в своей молитве противопоставляет этим грехам? «Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́».

Целомудрие, как целостный взгляд на жизнь, как то отношение к жизни, к Богу и к людям, из которого проистекает выполнение других заповедей Божиих, как сосредоточенность на своем внутреннем мире. Воздержание от блудных помыслов и блудных воззрений. Верность своим монашеским обетам для монаха. Верность обету верности для человека, состоящего в браке.

Смиренномудрие, то есть, смирение, непревозношение, сознание того, что все мы равны пред Богом, и все мы являемся рабами Бога. Сознание того, что все наши добродетели – это Его дар, а все наши грехи – это то, что мы сами приобрели и в чем мы должны приносить покаяние.

Терпение – качество, которого так многим из нас не хватает. И любовь – вершина всех добродетелей. Как говорил еще святой Иоанн Лествичник, поставивший эту добродетель на самую вершину своей тридцатиступенчатой лестницы.

Вот эти добродетели Церковь, в лице святого Ефрема Сирина, автора этой молитвы, благословляет нам приобретать, трудиться для их приобретения в дни Великого поста.

«Даруй ми зрети моя прегрешения»

И наконец, заключительная часть молитвы: «Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Как часто мы видим грехи других людей, и не видим свои собственные грехи. Об этом еще Господь Иисус Христос сказал фарисеям: «И что ты смо́тришь на сучо́к в гла́зе бра́та твоего́, а бревна́ в твоём гла́зе не чу́вствуешь?» (Мф. 7:3). А как часто мы уподобляемся этим фарисеям, которые видели недостатки других, но чьи глаза были закрыты на собственные недостатки.

Церковь призывает нас через эту молитву в дни Великого поста работать над собой, чтобы через покаяние, через молитву увидеть свои недостатки и принести в них покаяние, и чтобы не замечать недостатков других людей. А если мы их замечаем, то прощать их, как Господь прощает нам наши грехи.

Будем в дни Великого поста вслушиваться в слова этой молитвы, приобретать те добродетели, о которых она говорит, избавляться от тех грехов, которые в ней упоминаются, всматриваться в глубины своей собственной души, извлекать из нее на свет Божий все темное и греховное, что препятствует нам соединиться с Богом, приносить покаяние в наших грехах и не осуждать наших ближних.

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Молитва преподобного Ефрема Сирина

4-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера