Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Приходя на великопостные службы, всегда ощущаешь какое-то особенное, таинственное состояние. Вот звучат долгие чтения псалмов, неспешно и скорбно поёт хор, но с особым чувством ждёшь всегда того мгновения, когда священник выйдет из алтаря на амвон и станет вдумчиво и медленно читать молитву преподобного Ефрема Сирина, после каждой фразы склоняясь в земном поклоне. Вспомним эти дивные слова, сложенные монахом-подвижником в четвёртом веке, но нужные и важные для нас, живущих многие столетия спустя.
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Когда, вникая в эти слова, поднимаешься с холодного церковного пола после земного поклона, то верится, что с помощью Божией сможешь избавиться от тех страстей, которые упоминаются в молитве, и в сердце засияют в конце концов добродетели, о даровании которых мы просим вслед за преподобным Ефремом.
В молитве мы просим о целомудрии. Это свойство дает возможность сохранить целостность своей души и тела. Целомудренная душа – душа, в которой нет места тлетворным чувствованиям и стремлениям, которые противоречат заповедям Божиим. Целомудренный муж никогда не изменит своей жене, а жена будет хранить верность своему супругу.
Смиренномудрие, которое мы также просим в молитве, это такая добродетель, которая позволяет человеку ко всем относится спокойно, не важничать и быть готовым исполнить разумные просьбы других людей.
С терпением всегда легко и спокойно принимать сложности и препятствия, которые могут встретиться в жизни.
И ничего не может быть прекраснее добродетели любви. Всякий человек будет родным и близким. Каждому найдется ласковое слово и доброе дело.
Также в молитве Ефрема Сирина мы просим у Господа избавиться от таких страшных пороков как праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Ведь праздность располагает человека к тому, чтобы бездельничать, проводить свою жизнь только в развлечениях и забавах. А если поселится в душе уныние, то ничего не будет радовать, всё станет вызывать раздражение и недовольство. Мало кому понравится любоначальный человек, который готов и рад всеми комнадовать – от такого хочется держатся подальше. А поселившееся в человеке празднословие распознается по желанию без умолку болтать о всяких пустяках, вставлять по всякому поводу свои замечания, когда никто об этом не просит. Конечно же, все эти дурные качества не только мешают жить самому человеку, но очень усложняют жизнь и окружающих его людей.
В дни Великого поста Церковь ещё и ещё раз напоминает нам, что наше изменение, наше личное очищение – это самый первый верный шаг к тому, чтобы и весь мир стал лучше.
Особенности православного богослужения в период Великого поста