Какая из страстей самая пагубная для души

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Какая из страстей самая пагубная для души, на какую, прежде всего, обращать внимание?

Какая из страстей самая пагубная для души?

Тут наш лучший друг, путеводитель по этим стремнинам страстей человеческих, будет святитель Феофан Затворник, который говорит:  «Для тебя самая опасная страсть та, в которой ты менее всего раскаиваешься, и которая является для тебя преимущественной, та, которой ты по большей степени увлечен. Мало того, по сравнению с борьбой с этой главенствующей страстью, борьба с остальными может быть не только малоплодной, но и привести к противоположным результатам.

Если ты, не желая определить свою ведущую страсть, те, второстепенные, для тебя не актуальные, где ты теснишь, исполняясь при этом какого-то чувства собственного значения в связи с теми малыми победами на этих незначительных военных направлениях, а проигрываешь в чем-то фундаментальном и главном, то ты оказываешься пораженным, и может быть уже так, что не сможешь и подняться.

Святитель Феофан настаивает своих духовных чад по преимуществу побороться против той страсти, которую в себе замечают, как главенствующую. Для кого-то это всякая гордость, обидчивость, надмение, неумение мирствовать с людьми по причине превозношения над ними, скорая раздражительность. Такие люди, конечно же, бывают в тягость сами себе, а другим особенно. И вот для них обуздание собственной раздражительности, гневливых и колких слов, обидчивости и состояния, как говорит Феофан Затворник, «чирий-недотрога», и ветерком пролетающим он бывает задеваемый, и переносит какие-то неудобства своему носителю.

Тяжкое помрачение

Так и человек с этой уязвленной тщеславием душой постоянно находит повод для обид, всех подозревает в недостаточной к себе уважительности, ценит себя бесконечно больше, чем ценят его окружающие, и из-за этого пребывает в непрестанном страдании от этого мнимого унижения, которому вовсе не ближний его подвергает, а он сам себя. Это тяжкое помрачение, опасное состояние, если во время этого нездорового процесса человек по преимуществу займется каким-нибудь строжайшим постом, ограничивая себя в пище, или будет стремиться к непрестанной молитве, произнося по 500-1000 молитв в день, а в своей неприязни к ближним будет продолжать преуспевать и не радеть об этом, то и окажется эта страсть для него вполне погибельной и путь к прелести, к окончательному помрачению души очень близок.

Не углядевший, как увлекся сребролюбием Плюшкин, или наш современный обыватель, который все пересчитывает на денежный эквивалент, который на всякого человека поглядывает в связи с тем, послужит он к его прибытку или к материальному ущербу, который всякое дело свое исключительно подъемлет не ради служения, не ради блага или добра, приумножаемого в мире и направленного на ближних, а только в связи со совей корыстью, таковые находятся в тяжком ауте и носят в себе преддверие ада, страдая от этой страсти хищничества, собственничества, стяжания, сребролюбия, привязанности к материальным благам и жизни ради них.

Сребролюбие

«Сребролюбие, – говорит апостол Павел, – есть идолослужение». И если жадный человек преуспевает в других добродетелях, борется со страстями иными, то, к сожалению, не к благу, но к совершенному ослеплению и погружению в это золотое болото.

Наконец, плотские страсти, которые если допущены до сердца человека и воцарились в нем, делают из человека раба своего, для которого уже и самые его духовные приобретения тоже оказываются «не в коня корм», поскольку эта предательская чувственность, готовность разменяться на плотские сласти делает жизнь совершенно трухлявой. За внешней оболочкой исправности живет полная гниль тлетворного духа блуда. И это для человека становится и ведущей силой по его жизни, содержанием его помыслов, его мечтательности, его снов, его устремлений наяву. И если человек не вооружится всеми силами против этого главенствующего греха, своей доминирующей страсти, постом и молитвой, трудами церковными, служением ближним и разными известными нам от святых отцов способами преодоления греховных наших навыков, то великой печалью может быть сопровождаем исход из его временной жизни. Падение сего дома, построенного на песке, может быть великое. Дом на песке – это упускание из виду своей главенствующей страсти. Именно она является для тебя губительной. Определи ее и борись теми благодатными, Богом дарованными средствами, которыми снабжает тебя Церковь, да будешь победителем, да облечешься в венцы вечной жизни.

Какая из страстей самая пагубная для души?

Как бросить пить?

На главную страницу сайта - Семья и Вера