Любовь к себе и самоуничижение

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Господь говорит нам, что нужно любить ближнего как самого себя. В то же время святые отцы и подвижники Церкви Христовой пишут о самоуничижении и глубоком сокрушении о своих грехах. О том, как совместить это в себе, говориться в статье.

Любовь к себе = любовь Бога в себе

Когда читаешь жития святых и даже подвижников, близких к нам, таких, как, например, Паисий Святогорец, то нельзя не заметить их глубочайшее сокрушение. И чем более просветленными и духовными, и чем ближе к Богу они становятся, тем больше они видят в себе уродства, греха и изъяна.

Сложно понять, как это совместить с любовью к себе, которая безусловно, необходима, потому что мы должны возлюбить ближнего, как самого себя. При этом это не любовь к себе в таком прекрасном контексте, как лелеяние своего эго, а любовь Бога в себе и способность увидеть Бога в другом человеке. Если ты признаешь, что в тебе есть частичка Христа, что ты − его часть, то сможешь разглядеть ее в любом человеке, и если не полюбить его всей душой, то хотя бы пожалеть и принять.

Тоска по абсолютной красоте

Наверное, осознание собственной греховности, как поврежденности от рождения, просто потому что ты человек падший, наследник грехопадения − это и есть та некрасивость, о которой плачут святые, и, наверное, это следующий уровень христианского видения.

Женщина в храме

Сначала ты увидишь красоту и любовь, научишься любить другого, а потом начнешь тосковать по Богу, по абсолютно совершенной красоте, но для того, чтобы начать по ней тосковать, нужно ее познать, а чтобы ее познать, нужно полюбить. Это ступеньки одной лестницы в плане возрастания к Богу. И судя по тому, сколько святых есть в нашей христианской истории, это точно возможно для человека по Божьей милости.

Вода и масло

Бывает такое, что выходя за ограду церкви, человек становится другим человеком, менее красивым внутренне. Ведь в храме мы стараемся быть положительными, а вовне, в светской среде, эта красота и одухотворенность теряется.

Такое «церковное христианство» можно встретить у многих людей. Это когда ты приходишь в церковь, надеваешь платок, юбочку, молишься, причащаешься, потом выходишь, платочек снимаешь и вновь окунаешься в свой повседневный адок.

Почти каждому воцерковляющемуся человеку необходимо время, чтобы понять, что разницы нет. Где бы человек ни находился, Христос всегда рядом. И ты всегда христианин.

Формальная обрядовая часть церковной жизни, конечно, важна, но в твоей повседневной, бытовой, сиюминутной реальности, отношения с Богом никуда не исчезают. Твоя Евхаристия, как благодарение Богу за то, что ты живой, за то, что ты христианин, за то, что ты имеешь шанс на вечную жизнь и на спасение, никогда не заканчивается. Однако, это осознание приходит далеко не сразу.

Действительно, многие проходят такой этап воцерковления, когда их жизнь разделяется на две части и практически никогда не смешиваются, как вода и масло. Этот непростой, но важный этап необходимо преодолеть, чтобы переступить на следующую ступеньку лестницы к Богу.

Любовь к себе и самоуничижение

Как, смиряясь, не впасть в самоуничижение?

На главную страницу сайта - Семья и Вера