Мы равны в чувствах

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Что значит воспитывать ребёнка? В обыденном понимании воспитание приравнивается к обучению  и управлению. Но зачастую мы забываем ещё об одном важном компоненте воспитания, общении. Воспитание объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться.

Драгоценный миг общения

Пока дети маленькие, ими необходимо управлять, их необходимо учить, передавать им некий жизненный опыт. Но часто мы забываем ещё об одном очень важном педагогическом действии − общении. Это случается по очень понятной и простой причине. Общение не совместимо с учением и управлением. Ведь учение предполагает, что учитель превосходит учащегося в знаниях и опыте. Тем более, управление требует превосходства по возрасту или опыту, или по должности, или по уму, или по силе, или по авторитету. И чем значительнее превосходство, тем легче управлять. Управление крепнет от власти.

Общение же, наоборот, не терпит превосходства, власти, неравенства. Только абсолютное равенство может стать залогом настоящего общения. Через такое общение происходит единение душ, и они хоть на миг становятся равными. Ради этого мига уравнивания и необходимо общение. В нём заключается педагогический и человеческий смысл общения. Миг уравнивания это такое наслаждения для детской и взрослой души, что зачастую может дать для воспитания больше, чем часы поучений.

Как быть равным с ребёнком?

Конечно же, не равны между собой родитель и ребёнок, академик и трёхлетняя девочка. Так как отличаются умом, возрастом, талантом, опытом, положением. Во всех направлениях люди не равны между собой. Но равны в известном смысле их души. Более того равны души не только живущих сейчас, но и почивших сотни и тысячи лет назад. Именно благодаря нашей связи душ, что души у всех равны, мы до сих пор читаем Гомера и Шекспира, слушаем Моцарта и Бетховена, с вниманием перечитываем Гоголя, Пушкина. Наслаждаемся книгами, которые были написаны сотни лет назад, ведь между нашими душами и душами героев этих книг нет разницы.

Женщина с дочкой читают на природе

Древние мыслители выделяли четыре основных чувства: страсти, страхи, печаль и радость. А.С. Пушкин вторим древним мудрецам, перечисляя в романе “Евгений Онегин”:

Зато и пламенная младость
Не может ничего скрывать:
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.

У всех желания разные, но чувства одинаковые. В этом смысле души человеческие равны. Любому ребёнка, так же как и взрослому, хочется быть принятым, любимым, хочется любить, иногда печалиться, а иногда радоваться. Поэтому не сложно найти точки соприкосновения с детской душой. Важно лишь быть чутким сердцем, чтобы понять, какого общения сейчас не хватает нашему чаду, чтобы вырасти духовно, не отпасть от верного, целомудренного пути.

Мы равны в чувствах

Благоразумное воспитание детей

На главную страницу сайта - Семья и Вера