Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
– Что значит «искушать Бога»? Чем это грозит человеку, который это делает?
Прежде всего, нам вспоминается искушение дьяволом Господа Иисуса Христа, когда он повел Его в Иерусалим, поставил на крыле храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени».
Сатана искушает человека для того, чтобы человек погиб. Бог, как говорится в послании апостола Иакова, не искушает никого. Человек искушается своей похотью. Тем не менее, в Библии мы встречаем, например, такие слова: «И искушал Господь Бог Авраама», когда речь идет о жертвоприношении Исаака на горе Мориа. И мы в молитве «Отче наш», данной нам Самим Иисусом Христом, читаем: «И не введи нас во искушение». О чем идет речь? Речь идет о двух совершенно разных явлениях. Враг искушает человека, чтобы человек погиб, Бог допускает это искушение для того, чтобы человек стал крепче.
Когда мы простим «И не введи нас во искушение», мы просим о том, чтобы Бог не попустил нам войти в то искушение, которое мы не вынесем. Когда Бог испытывает Авраама для того, чтобы явить его великую любовь к Богу, Он попускает ему пройти через это страшное искушение, когда Авраам занесет нож над своим связанным единственным сыном Исааком, в котором ему обещано все наследие.
Что значит «искушать Бога»?
Когда человек искушает Господа – это совсем другое явление. Человек искушает Бога, когда требует от Него чуда. В чем было искушение, которое сатана предложил Иисусу? «Бросься вниз. Ты же праведник, на Тебе должно исполниться то, что обещал Бог». И когда человек требует от Бога чуда – это называется искушать Господа Бога.
Чаще всего в нашей современной практике это встречается тогда, когда человек увлекается экстремальными видами спорта ради тщеславия, ради адреналина, ради того, чтобы выложить ролик в интернет. Чтобы все удивлялись и его прославляли, вместо того, чтобы потратить это время и эти ресурсы на милосердие, на помощь ближним, он ставит Бога перед таким выбором: «Ты должен меня сохранить».
И конечно, это зло для человека, потому что это дерзость, это не дерзновение. Бывают святые, которые требуют от Бога чуда. Вот известно, как дерзновенно молился у одра больных людей святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорил: «Господи, не знаю, какова Твоя воля, но исцели этого ребенка». Или как Моисей говорил о том, что если Ты погубишь этот народ, который оказался Тебе недостойным, то и меня вместе со всеми. И Господь меняет Свою волю.
Это дерзновение, оно основано на праведности и чистоте души, на глубоком знании и умении разговаривать лично с Богом, и на любви к другому человеку. Отсюда рождается такое дерзновение. У человека, не очищенного от страстей, у человека грешного, у человека, не знающего Господа, это дерзость. А дерзость, конечно, наказуема от Господа. Безумный человек не готов еще к чуду. Не чудо должно рождать веру, хотя и так бывает промыслом Божиим, но глубокая крепкая вера рождает чудо.
И может быть, самым дивным объяснением того, как это происходит безопасно для человека, является «Песнь трех отроков» из «Книги пророка Даниила», когда они говорят: «Мы согрешили, мы каемся, мы виноваты. Господи, мы знаем, что Ты можешь сотворить чудо и сохранить нас живыми среди этого пламени. Но даже если Ты его не сотворишь, мы Тебя все равно любим, Тебе верны и в Тебя верим». То есть, не важно, есть чудо или нет. Мы все равно Тебе верны. Мы Тебя любим не потому, что Ты творишь чудеса и хранишь наши жизни, а просто потому, что мы Тебя любим, потому что мы Тебе верны, потому что Ты любишь нас.
Вот духовно здоровый человек никогда не будет искушать Господа. Если надо, он будет рисковать жизнью на войне, в экстремальной ситуации, просить у Бога помощи, когда надо кого-то спасти, когда надо сохранить жизнь человеку, который от тебя зависит. Но полагаясь на волю Божью, это уже не будет искушением Господа. Это будет дерзновение, потому что творится ради любви.
Искушение Иисуса Христа диаволом