Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы будем размышлять об одной из самых редчайших добродетелей – о благоговении – о которой преподобный Паисий Святогорец говорит, что это та добродетель, которая более всего привлекает благодать Божию, которая является внутренней духовной чуткостью, скромностью и страхом Божиим. Добродетель, которая передается от общения с тем человеком, который ее имеет.
А точнее вашему вниманию предлагаем размышления и наблюдения преподобного Паисия над тем, какое качество или какое состояние противоположно благоговению. То есть, какая страсть в человеке более всего препятствует стяжанию благоговения.
Мирской дух
Преподобный Паисий говорит: «Помысел говорит мне, что величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол, – это мирской дух». Обратите внимание, как категорично, но все-таки как точно. Казалось бы, если такое услышишь, сразу начинаешь возражать: «Неужели может быть враг, больший чем дьявол». Но преподобный Паисий знал, о чем говорил. И он поясняет почему он дает такое категоричное определение. «Он (мирской дух) сладко увлекает нас и навеки оставляет нас с горечью. Тогда как, если бы мы увидели самого диавола, то нас охватил бы ужас, и мы были бы вынуждены прибегнуть к Богу и без сомнения шли бы в Рай. В нашу эпоху в мир вошло много мирского, много духа мира сего. Это мирское разрушит мир. Приняв в себя мир, став изнутри мирскими, люди изгнали из себя Христа». То есть, привлекая мирской дух, внутри став мирскими, слишком светскими, мы изгоняем из себя Христа. Может показаться категоричным, но это действительно так.
Сестры монастыря в Суроти спрашивают Геронду: «Геронда, почему же мы не понимает, как много зла приносит мирской дух, и увлекаемся им?»
Старец отвечает: «Потому что мирской дух проникает в нашу жизнь мало-помалу». И приводит такую в общем-то понятную аналогию: «Как еж к зайцу в домик входил: сначала о попросил у зайца разрешения просунуть в его домик свою голову, чтобы она не мокла под дождём. Потом просунул в домик одну лапку, потом другую, и, наконец, весь протиснулся внутрь, и своими иголками вытеснил косого из его жилища».
Вот такая интересная и всем понятная притча, но она дает представление, каким образом мирской дух проникает в нашу душу и изгоняет из нее все доброе. «Так и мирское мудрование обманывает нас маленькими уступками и мало-помалу овладевает нами. Зло идет вперед потихоньку. Если бы оно продвигалось резкими скачками, то мы бы не обманывались».
И преподобный Паисий Святогорец приводит такой пример, когда озорники потихонечку капают кипятком, потому что если на нее плеснуть сразу и много, то она отпрыгнет в сторону. А когда капают потихоньку, она, таким образом, погибает, даже не замечая.
Простота, которая восстанавливает силы души
И в качестве логического пояснения, в чем опасность мирского духа, преподобный Паисий говорит следующее: «Мирской дух, проникая в духовную жизнь мало-помалу, приносит огромный вред. Простота и благоговение – это и есть православный дух, в котором почивает Христос. Сегодня духовным людям часто не хватает святой простоты, которая восстанавливает силы души». Как здесь не вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского, который говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота».
И как тут не вспомнить те редкие документальные кадры, где мы видим, как архимандрит Кирилл (Павлов) общается с кем-то из духовных чад. Батюшка смотрит просто, смотрит с теплотой и благоговением. И говорит, в общем-то, простые вещи. Которые наверняка все мы слышали много раз, о том, что надо читать Священное Писание, надо прилепляться к Богу, надо терпеть скорби.
Или, например, документальные кадры, как протоиерей Николай Гурьянов общается с прихожанами. Вроде бы все просто. Но вот это простота, которая восстанавливает силы души. Там нет ничего мудреного. Это говорит благодатный человек, и благодать из его уст буквально преображает и она стимулирует человека к исправлению своей жизни.
И далее преподобный Паисий говорит: «Для того чтобы вступить в такое родство, необходимо начать жить в духовном пространстве. То есть, с чем большей простотой ведут себя люди, тем глубже они становятся, стираются выпуклости его страстей».
И далее преподобный Паисий Святогорец совершенно уместно приводит такую аналогию: «Люди мирские заботятся о том, чтобы был чистым их двор. Их не интересует, замусорен ли их дом внутри. Они чистят двор и заметают сор внутрь дома. «Людям, – говорят, – виден двор, дом изнутри они не видят». То есть пусть я буду замусорен внутри, но не извне. Им хочется, чтобы другие ими любовались. Люди же духовные заботятся о том, чтобы дом был чист внутри. Их не волнует, что скажут о них люди, потому что Христос обитает в доме – в сердце, а не во дворе».
Духовный человек в первую очередь заботится о том, какова его душа пред очами Божиими, каков он внутри, а не о том, как он внешне выглядит. Акцент в первую очередь должен быть сделан ан чистоту души. Если на это делаешь акцент, тогда все будет на своем месте и в свое время.
Как спасаться в мирской жизни?