Радоница

Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!

Радоница − это первый день после Пасхи, когда поминают усопших, во вторник после Фомина воскресения.

Радоница

В Русской Православной Церкви это празднование установлено для того, чтобы после Светлого Христова Воскресения верующие могли помянуть усопших. Дело в том, что Великим постом поминовение усопших происходит особым образом. Литургия в будние дни не совершается, то есть не происходит литургического поминовения усопших. Вторая, третья, четвёртая субботы Великого поста специально посвящены поминовению усопших. И начиная, с Великого четверга оставляется лития для поминовения усопших. То есть получается так, что несколько дней подряд усопшие не поминаются, кроме литургию субботы и Пасхального воскресения. Получается, что мы мало молились об усопших в течение Великого поста и в дни Страстной седмицы. И чтобы наверстать упущенное, вернуться к прежнему графику поминовения усопших, и чтобы вместе с живыми в Господе похвалить Христово воскресение, поделиться радостью Воскресения, установлен этот праздник.

В Типиконе нет четкого указания совершать поминовение усопших именно во вторник Светлой седмицы. Есть только указание на то, что поминовение усопших возвращается в Церковь после Фоминой Недели. И здесь работает  обычная богослужебная логика: так как Фомина Неделя − это воскресный день, а в воскресенье заупокойного богослужения не положено, то такая служба начинается в понедельник вечером и во вторник уже служится Панихида после Литургии. На Всенощной в понедельник вечером никаких заупокойных песнопений не поется, поскольку это не предусмотрено Типиконом. Служба вечера понедельника перед Радоницей ничем не отличается от обычной понедельничной службы в период попразднства Пасхи. В это время происходит также попразднство Антипасхи. А во вторник после обычной Литургии служится Панихида.

Принято в этот день посещать кладбище, чтобы похристосоваться с нашими усопшими в молитве. Но из-за рабочего дня, как правило, люди приходят на могилки в воскресенье, то есть в Фомину Неделю. Это не совсем правильно, поскольку воскресный день не предполагает заупокойного богослужения, но так сложилось в русской традиции. Лучше всего, если есть такая возможность прийти в храм во вторник и посетить кладбище тоже во вторник.

Поминовение усопших и языческие тризны

Проблема нашего менталитета, нашей культуры в том, что многие нецерковные люди не находят ничего лучше, чем поминать своих усопших стаканом вина и какими-то яствами. Православные христиане должны твёрдо знать, что усопший поминается не стаканом вина, употреблением каких-то продуктов, а церковной и келейной молитвой. На кладбище тоже уместно помолиться.

Молитва на кладбище

Сама идея поминовение продуктами также имеет определенный церковный смысл. В древности после смерти того или иного человека накрывали стол для тех, кого просили помолиться об усопшем. Приглашали нищих за стол, приглашали родственников, близких, поскольку стол сближает, объединяет. Вкушали пищу и молились о новопреставленном, а в дальнейшем хранили о нём молитвенную память. Главное здесь, чтобы всё это не перерастало в какие-то языческие тризны.

Почему православные поминают усопших?

Для православного христианина смерти нет. Наш Бог − это не Бог мёртвых, но живых, говорит Христос. Мы верим, что души наших усопших с Богом и наши молитвы могут повлиять на их состояние. Об этом написано в книге “Апокалипсис”: при снятии пятой печати Иоанн Богослов видит души убитых за свидетельство Божие, которое находится перед жертвенником. Они вопиют к Богу: “Доколе Владыко Истинный не мстишь за нас?” И Господь успокаивает их, облекает в белые одежды и велит подождать, пока не войдет некое полное число в Церковь.

Из этой картины мы видим, что души усопших находятся перед Богом, они в сознании и видят то, что происходит на земле и могут обращаться к Богу. Господь их слышит, отвечает им. И, несомненно, у нас с ними может быть молитвенный контакт. Потому что самый главный дар, любовь одного человека к другому, после смерти не может уйти. Мы верим, что усопшие любят нас, а мы любим их, то есть смерть не уничтожает человека. Поэтому обращаемся к Богу, что Господь помиловал наших родных и близких усопших.

Радоница

Наша помощь усопшему

На главную страницу сайта - Семья и Вера