Преподобный Ферапонт Можайский

Здравствуйте, дорогие дети и родители! Христос Воскресе!

Что вы представляете, когда слышите слово «дворянин»? Скорее всего, вельможу в пышной одежде, на дорогом коне, да еще и на фоне роскошного поместья. Были, конечно, и такие дворяне из высшего сословия, знатные да богатые. После многих из них остались дворцы, палаты. Но были и другие. Они тоже оставили богатое наследие, хотя на земле меньше всего занимали их золото и слава. Они трудились на благо души, своей и своих ближних. И в глазах Божиих их подвиг оказался весьма высоким.

Преподобный Ферапонт Можайский

На сказочно красивом севере нашей Родины, среди вологодских лесов и озер, стоит Ферапонтов Белозерский монастырь. Вот она, частица того духовного богатства, которое вверили нам наши державные предки. У истоков этой обители стоял самый настоящий дворянин из города Волоколамска. Родился он в XIV веке и имел немалые прибытки от имения. Однако возлюбил Царство Небесное больше всех земных почестей, и стал смиренным иноком в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт (так его нарекли в монастыре) подружился с монахом Кириллом. Тихо подвизались они в дорогой их сердцу обители.

Но потом вышло нечто непредвиденное. Монаха Кирилла сделали настоятелем монастыря. Заскорбела его душа потому, что лишилась желанной тишины и безмолвия. Тогда-то и обратился он к своему другу Ферапонту с усердной просьбой: «Пойди на Бело Озеро, посмотри, есть ли там место, подходящее для иноческой жизни?»

Ферапонт, поклонившись настоятелю в пояс, отправился на север. Вернулся он радостным: «Там столько уединенных мест, что весь тот край может стать монашеским». И друзья удалились в эту удивительную сторону. Кирилл поселился в одном месте, а Ферапонт – в другом. Хоть и дворянских кровей был Ферапонт, а мужицкого труда не чуждался. В три дня соорудил себе келью и расчистил землю для огорода.

Потом пошел к ближайшему озеру и закинул сеть для лова рыбы. Рыбы оказалось так много, что Ферапонт невольно вспомнил евангельские события, когда Господь чудесно наполнял рыбой сети апостолов. Решил он отнести часть своего улова другу Кириллу. А когда вернулся к своему пристанищу, то увидел, что поработали там чьи-то злые руки: хлебные припасы украдены, книги разбросаны, огород вытоптан. «Не иначе, как разбойники», – решил Ферапонт. И был прав. Лесные разбойники считали эти дикие места своими, и очень возмутились, увидев, что кто-то вторгся в их владения. Пришли они с ножами и саблями, и потребовали, чтобы Ферапонт немедленно ушел из этих мест. Дали ему времени до утра.

Всю ночь святой инок пробыл в молитве. Просил он Бога и Пресвятую Деву защитить его от опасных соседей. И свершилось диво. Разбойники больше не тревожили его. Лишь изредка выходили они из окрестных лесов, но приближаться к келье Ферапонта опасались. Какая-то сила вставала между ними и святым отшельником. А Ферапонт ободрился духом и спокойно понес свой иноческий подвиг.

Вскоре к нему начали приходить другие монахи, искавшие уединения и безмолвия. Создалась обитель. Святой Ферапонт своими руками построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но принимать игуменство наотрез отказался. «Не я оградил это место, – говорил он инокам, – а Пречистая Богородица. Она и наставит вас на всякую пользу».

Святой Ферапонт Можайский

Лужецкий Ферапонтов монастырь

Добрая молва о преподобном Ферапонте дошла до Можайского князя Андрея. Тот послал к нему одного из своих вельмож с повелением привести к себе сего святого старца. «Князь – человек державный, – такими словами встретил посланца святой, – а я инок, простой и невежественный. Какое может быть у князя ко мне дело?»

Как видите, преподобный скрывал свое дворянское происхождение. Знал он, что мирская слава – гибель для монаха. Узнав о повелении князя, святой Ферапонт безропотно повиновался. «Воля Божия и Пречистой Богородицы, и ваша любовь да пребудет со мною», – сказал он на прощание братии, и отправился к князю.

Князь Андрей принял его с подобающей честью, и начал просить его стать строителем нового монастыря. «Не по силам мне, как вижу я это дело», – сначала ответил святой Ферапонт. Но после горячей молитвы к Богу согласился.

Так было положено начало Лужецкому монастырю близ Можайска. Его тоже назвали Ферапонтовым. Преподобный стал в нем первым архимандритом, и целых 18 лет учил он и наставлял братию христианским заповедям.

Много веков прошло с той поры, много бурь пронеслось над нашей православной Родиной, но две Ферапонтовых обители стоят, как две скалы, о которые разбиваются неистовые волны житейского моря. Вот оно подлинное державное наследие. Давайте же его хранить и беречь.

Преподобный Ферапонт Можайский

Житие преподобного Ферапонта Можайского

На главную страницу сайта - Семья и Вера