Искушает ли нас Бог

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– В молитве «Отче наш» мы просим Бога не вводить нас во искушение. С другой стороны апостол говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Как это сочетать?

Искушает ли нас Бог?

Протоиерей Михаил Дудко: Вообще, когда мы говорим о Боге и о Его действиях в нашей судьбе и в судьбе рода человеческого, о великом и неизреченном Его промысле, конечно, мы довольно часто сталкиваемся с некоторыми логическими парадоксами, которые нам просто не под силу совместить. Поэтому я советую не пытаться совместить две вещи, каждая из которых сама по себе является истиной и очень полезной правдой для каждого из нас.

Но вот когда мы начинаем логически пытаться совместить одно с другим, то иногда становимся в тупик. Вот если мы в молитве «Отче наш» просим Бога не вводить нас во искушение. Разумеется, мы все верим в промысел Божий. Разумеется, мы знаем, что бывает приходят искушения. И если мы просим Господа не вводить нас во искушение, мы имеем в виду, что в соответствии с промыслом Божиим такого рода искушения нам, оказывается, в какой-то степени, может быть, нужно на нашем земном пути, но нам не очень хочется их получать. Мы обещаем Богу: «Господи, не учи нас таким образом, чтобы мы впали в искушение, а только потом опомнились. Мы обещаем Тебе, что мы будем действовать в соответствии с Твоей волей даже без этого». И конечно, мы всегда это обещание нарушаем.

«Не вводи нас во искушение» – это означает: «Сделай нас крепче, Господи. Сделай нас такими, чтобы мы в состоянии были не обращать внимания на искушения, которые неизбежны. И идти по воле Твоей беспрепятственно без всякого рода искушений».

Перед образом Спасителя в храме

С другой стороны апостол говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Конечно, Господь не искушает никого. Страшный искуситель – это дух злобы, сатана. Но и его действия в промысле Божием что-то, конечно, значат. Сейчас нам это не открыто, но, тем не менее, мы эти искушения на себя переносим очень часто и очень болезненно.

Поэтому не говори, что Бог тебя искушает, когда уже искушение настало. Мы можем просить Бога: «Не введи во искушение».  То есть, «Не попусти диаволу искушать нас, мы и так с Тобой, Господи». Но с другой стороны, когда искушение уже настало, значит, мы живем не так, как нужно, и диавол все-таки подловил нас на чем-нибудь. И в этом искушении мы не должны говорить: «Это Бог виноват».

Так что сочетать это, если мы одновременно читаем два места Священного Писания, сложно, но мне кажется, что это просто разные действия по времени. «Не введи нас…» – говорится о будущем, но в тот момент, когда мы уже находимся в искушении по своим собственным грехам и по своей собственной вине, мы не должны обвинять Бога. Об этом и говорит апостол.

Искушает ли нас Бог?

Спрашивают ли бесы у бога разрешение на искушение людей?

Как распознать грех лицемерия?

На главную страницу сайта - Семья и Вера