Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
«Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну», – такими словами в молитве со слезами взывала к Пречистой Богородице сестра патриарха Иоакима Евфимия.
Ее болезнь была настолько тяжелой, что она уже ждала смерти. После молитвы больной был голос свыше, повелевший пригласить в дом священника из храма на Ордынке с образом Пресвятой Богородицы, и отслужить молебен с водосвятием. Евфимия так и поступила.
После усердной молитвы, испив святой воды, она в тот же час исцелилась. Было это в 1688 году. С этого времени началось почитание иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». А церковь, где хранится святой образ, стала местом паломничества многих поколений православных христиан.
«Всех скорбящих Радость»
Замоскворечье – сегодня один из центральных районов Москвы. Но четыре столетия назад здесь была городская окраина, в основном заселенная московским купечеством. Эта часть Москвы была самой тихой. Первое упоминание о церкви на Большой Ордынке появляется в книгах патриаршего приказа в 1625 году. В то время она называлась Спасо-Преображенской церковью и была деревянной.
Полвека спустя на месте деревянного храма уже был каменный. Это совпало с произошедшим в эти годы чудом исцеления сестры патриарха. С тех пор церковь стали называть по образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или просто «Скорбященской».
Нынешний вид храм обрел в первой половине XIX века. В его архитектуре органично сочетаются два стиля: классицизм и ампир. И они неразрывно связаны в России с именами архитекторов Василия Ивановича Баженова и Осипа Ивановича Бове.
Перестроить старую церковь было поручено Василию Баженову. Деньги на строительство собирали всем миром, но больше других помогли купцы Долговы. Архитектор возвел два боковых предела и колокольню. Основную часть храма он перестроить не успел. Завершал строительство уже Осип Бове. По его проекту выстроена центральная часть церкви.
В храме три престола. Главный – Преображенский, правый – преподобного Варлаама Хутынского, и левый, названный в честь прославленной иконы «Всех скорбящих Радость». Внутри храм украшен колоннами, выполненными в стиле позднего классицизма. Главный иконостас венчают скульптуры ангелов. По чертежам архитектора Бове сделан рисунок чугунных плит. Примечательна необычная для московских церквей деталь – высокие подсвечники. Чтобы поставить на них свечи, необходимо подняться по маленькой переносной лестнице.
Все это великолепие предавалось церкви, чтобы подчеркнуть ее главную святыню – чудотворный образ Божией Матери. Икона находится в Богородичном пределе. На иконостасе – иконы с важнейшими событиями жизни Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ располагается на возвышении, чтобы входящие в церковь могли сразу его увидеть. Образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» был известен на Руси и до первого произошедшего от него чуда.
В центре иконы – Пресвятая Богородица с Младенцем на руках, с венцом на голове и в ризах Царицы. По сторонам – предстоящие Богородице святые. Среди них преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В нижней части иконы изображены взывающие с мольбой к Богородице скорбящие люди. Не исключено, что страждущих и скорбящих на иконе дописали после ее прославления.
Для исполнения списков с данного образа нет строгих канонов, поэтому он существует во множестве вариантов. Сохранился список иконы, находящийся в Санкт-Петербурге. В начале XVIII столетия его увезла с собой в город на Неве сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна. На других списках иконы рядом со страждущими людьми часто изображают ангелов, указывающих на Богоматерь.
Еще один чудотворный образ «Всех скорбящих Радость» находился в часовне при стеклянном заводе в Санкт-Петербурге. В июле 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Удар молнии попал в часовню. Уцелела лишь икона Пресвятой Богородицы. Рядом с ней стояла кружка для подаяний. От удара молнии она упала, и двенадцать рассыпавшихся медных монет оказались на иконе. С тех пор этот чудотворный образ получил народное наименование Богоматерь «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Известны более 20 различных чудотворных и местночтимых списков иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В ее честь строятся монастыри и возводятся храмы. Слава об иконе, хранящейся в церкви на Большой Ордынке, распространяется все шире. Со всей Москвы идут люди поклониться чудотворному образу, ведь так близко сердцу человека называть Богоматерь Радостью всех скорбящих.
«Во храме объединяют не стены и не архитектурные линии: храм не есть внешнее единство общего порядка, а живое целое, собранное воедино Духом любви», – князь Евгений Николаевич Трубецкой.