Последнее чтение из годичного евангельского круга. О Закхее

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Завершается церковный круг Евангельских чтений чтением из Евангелия от Луки, в котором говорится о призвании Господом мытаря Закхея.

Евангельские чтения церковного года

Церковный круг Евангельского чтения открывается со дня Святой Пасхи. Указания, что и в каком порядке читается, дается обычно в конце богослужебного Евангелия: «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести΄ Евангелие седмиц всего лета».

Чтения, или зачала, даны в указателе для 50 седмиц, которые можно расположить по следующим группам или отделам:
I. Триодь цветная – период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы – 7 седмиц.
II. Период от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении) – 33 седмицы. Седмицы, в свою очередь, делятся на седмицы Матфеевы – евангелиста Матфея (17) и седмицы Лукины – евангелиста Луки (16).
III. Триодь постная: 10 седмиц (3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей).

Начиная от Пасхи до дня Святой Троицы, читается Евангелия от Иоанна. Со Дня Святого Духа и последующие семнадцать седмиц называются Матфеевыми седмицами. Каждую день первых одиннадцати из этих седмиц читается отрывок из Евангелия от Матфея. А в остальные седмицы, с 12-17, только в субботу и воскресенья, называемые в церковном уставе Неделями. В будние дни читается Евангелие от Марка.

За евангелистом Матфеем восходит светило евангелиста Луки, которого читают в течение 18 седмиц. Его Евангелия в течение первых двенадцати седмиц  читается каждый день. Далее в будние дни присоединяется евангелие от Марка, а евангелист Лука остается в субботы и Недели.

Сочетание Евангелий от Луки и Марка продолжается до Триоди постной, седмицы 13–16, затем в период Триоди в седмицы мытаря и фарисея и блудного сына и оканчивается в субботу мясопустную. Эти 18 седмиц в Уставе называются Лукиными.

За ними следует седмица сырная с зачалами из Евангелий от Луки и Матфея; в субботы и Недели Великого поста преобладает евангелист Марк, доселе читавшийся лишь по седмичным дням.

Божий призыв и спасение человеческой души

Богатый начальник сборщиков податей в Иерихоне – Закхей – прослышал о великом Учителе из Назарета – Иисусе – и, покоренный Его духовной силой, хочет хотя бы взглянуть на Него. Когда Иисус проходит Иерихоном, Закхей устремляется за Ним, но из-за своего малого роста, за множеством народа, не может видеть Господа. Тогда Закхей забывает о своей важности, о приличиях, о богатстве, бежит вперед и влезает на смоковницу и ждет прихода Учителя. Господь останавливается у смоковницы, провидев ищущую душу Закхея: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» . Раскрылась под Божиим зовом душа Закхея, и совершилось ее оправдание: «Ныне пришло спасение дому сему».

Конечно, в этом евангельском рассказе первая и главная мысль – о Божием призыве, утешительная мысль о том, что Божий зов может коснуться самой грешнейшей души, такой ничтожной, что она сама по себе не может видеть Божия лика. Не только ради этой главной мысли читается рассказ о Закхее. Мысль о зове внедрялась в нас многими Божиими словами в течение года. Ныне на первое место выдвигается другая значительная мысль. Здесь не только призыв, здесь призыв обращается в посещение и спасение. Призыв столкнулся с какой-то иной силой (взглянул, увидел), и эта сила ускоряет спасение человека: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя». Евангелие открывает нам, что это сделала встречная призыву сила – сила человека, который совершил порыв своей волей и душой навстречу Богу.

«Сойди скорее, Я вижу, для Меня место готово, и Мое посещение обеспечено». Так человеческая воля вынудила Божественную волю. И Господь как бы сказал: «Мне надобно прийти к тебе и совершить спасение твоей души». Не ясно ли, что в рассказе о Закхее на первое место выдвигается другая мысль – о человеческой душе, улавливающей Божий призыв и следующей ему вплоть до его исполнения и спасения человека.

О Закхее мытаре

Состояние спасающейся души

Миллионы людей на планете гонятся за властью, богатством, знатным положением и почётом. Обычные масштабы человеческих вожделений: сытно поесть, хорошо одеться, удовлетворить какую-то другую мелкую страстишку. Всё это до краев наполняет душу, так как человек живёт удовлетворенностью. Но на самом деле, душа спит. И таких мёртвых душ кругом миллионы.

Закхей же не таков. Ведь у него были немалые ценности: знатное положение, власть, почёт. Но его душа алкала и жаждала, искала Божью правду. Каким приятным не была бы знатность, каким хорошим не было бы богатство, они никогда не смогут душу человека. Закхей отличался тем, что он не жил в удовлетворении, а постоянно искал. И его поиски вынуждают Божественную помощь и спасение прийти к нему. Он начал новую жизнь и пошел со Христом по пути спасения. Закхей отвечает Христу уже как ученик, готовый не только на слове последовать за Ним, но и на деле: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

***

Когда с нами случается какая-то скорбь, мы ищем виновников. Иногда начинаем обвинять Бога в своих неудачах жизни и нашего спасения. Нам кажется, что Богу нет дела до нас, что Он проходит мимо нас. Но надо пристальней вглядеться в свои души. Возможно, маленькие приобретения сделали наши души мертвыми, парализовали, и теперь она  не способна пойти навстречу к Богу.

Последуем же маленькому Закхею и явим жизнь в душах наших.

Последнее чтение из годичного евангельского круга. О Закхее

Господь входит под кров души самого большого грешника

На главную страницу сайта - Семья и Вера