Как относится к участию в войне православных людей

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Война – это грех убийства. Священное Писание ведь запрещает войну заповедью «не убий»… Как же относиться к участию в войне православных людей?

Священное Писание о войне

Ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете нет запрета на войну. И заповедь не убий не стоит рассматривать столь упрощенно. Среди христианских святых есть и воины. Один из наиболее чтимых в нашем Отечестве святых – великомученик Георгий Победоносец. Он был воином. А еще мученик Иоанн Воин, великомученик Димитрий Солунский, преподобный Илья Муромец, мощи которого находятся в Киево-Печерской лавре; недавно прославленный наш русский адмирал – святой праведный Феодор Ушаков. Преподобный Сергий Радонежский на Куликовскую битву благословил монахов, которые до поступления в монастырь были искусными воинами, и они участвовали в сражении на Куликовом поле. Их имена Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Лично сражались и наши святые князья Александр Невский и Дмитрий Донской. Мало того, воевали даже женщины. Супруга Ярослава Мудрого Ингигерда (в крещении Ирина) тоже участвовала в военных действиях. Обученная военному делу при дворе своего отца, первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга, она была, как сейчас бы сказали, кадровым боевым офицером в дружине мужа. После смерти супруга она приняла монашеский постриг с именем Анна. Православная Церковь прославила княгиню и чтит как преподобную Анну Новгородскую. Память ее 23 февраля по новому стилю.

Вот выписка из письма святителя Феофана Затворника к человеку, которого более сотни лет тому назад мучили те же сомнения. «На воинах и войнах часто Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами? … Кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России?.. И как было не воевать с ними». Можно вслед святителю вспомнить и польско-литовское нашествие начала семнадцатого века, когда поляки бесчинствовали в Москве, осаждали Троице-Сергиеву лавру, разоряли наши храмы и жгли села. «Как было не воевать с ними?» А Великая Отечественная война? Наши герои? Народ назвал эту войну Священною.

Великая Отечественная война

Заповедь «Не убий»

Что касается заповеди «не убий», то признавая ее законом, святой Афанасий Великий пишет: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Так великих почестей сподобаются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».

В одном из посланий святитель Василий Великий дает совет, чтобы воины, «как имеющие нечистые руки», все же удерживались от приобщения Святых Таин три года. Однако, как свидетельствуют святые отцы, этот совет святителя в жизни никогда не был употребляем из всеобщего уважения к воинскому подвигу.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Конечно, мы все согласны с тем, что война – это зло. «Всякая война от супостата (диавола), а не от Бога», – говорит народ. Война – это убийство, грех. Есть пословица: «Войны без мертвых не бывает». Русская армия существовала на православно-монархических началах, и ее солдат и воинов народ именовал христолюбивым воинством. Лучшие традиции и принципы той армии не были полностью утрачены после революции. А к началу Второй мировой войны особенно заметно стало возрождение духа русской армии. Вернулись даже форма, символика и звания царской армии. И сегодня, после унижения и разорения военной идеологии девяностых, наших солдат и офицеров мы вновь называем христолюбивым воинством, независимо от вероисповедания и национальности самих воинов, потому что их ратный труд освящен любовью, заповеданной нам Господом. Любовью к Отечеству, к своим ближним. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). А потому наше беспокойство и тревогу в происходящих событиях будем изливать в молитвах, благословленных Церковью. Будем сами стараться жить по совести, дабы молитвы наши были услышаны, и этим внесем свой вклад в защиту Отечества и помощь нашим воинам.

Протоиерей Сергий Николаев

Как относится к участию в войне православных людей

Убивать на войне – это подвиг?

На главную страницу сайта - Семья и Вера