
Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
В прошлый раз мы продолжали тему Символа веры и успели немного познакомиться с православным учением о Боге-Сыне. Именно так именуют вторую ипостась, второе лицо Святой Троицы.
Символ веры
Сын, как мы читаем в Символе веры, единороден Отцу, то есть имеет с Ним одну общую Божественную природу. Рождение Сына отличается от рождения человека, оно происходит в вечности. Также мы узнали, что, воплотившись, Бог-Сын стал Иисусом Христом, в Котором соединились две природы – Бога и человека.
Итак, мы вновь открываем Символ веры. Давайте опять прочитаем ту его часть, которую мы зачитывали в прошлый раз.
«И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
Наиболее внимательные из вас наверняка заметили, что мы в прошлой беседе не упомянули об одном свойстве Бога-Сына, отмеченном в Символе веры, о том, что Сын не является творением Бога-Отца, что Он несотворен. Это потому, что Сын во всем равен Отцу, Он такой же Бог по природе. На самом деле, мы умышленно оставили этот кусочек Символа веры на потом, чтобы поговорить на одну очень важную тему, которую мы начнем с истории.
В далекие времена, в III веке, в одном греческом городе жил священник по имени Арий. Он был очень образованным и талантливым человеком, и его чрезвычайно интересовали вопросы христианской веры и учения. Надо сказать, что в то время Церковь была еще достаточно молода и не могла ответить на все вопросы, которые перед ней вставали. Это происходило постепенно, от случая к случаю.
И именно такой случай возник, когда Арий стал выдавать свою ошибочную точку зрения на христианскую веру за самую правильную. Это явление получило особое название в истории Церкви – ересь. Так стали называть намеренное и упорное искажение православного учения.
Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Отцом, и, следовательно, было время, когда Сына не было, а значит, Он не вечен. Конечно, это вызвало множество споров и обсуждений, на которые собирались люди из самых дальних уголков христианского мира. Такие встречи получили название Соборы от слова «собирать». Ну, а самые значимые из них именуются Вселенскими Соборами, поскольку на них присутствовали епископы из всех епархий, и на них совместными усилиями утверждались истины православной веры. Всего таких Вселенских Соборов в истории Церкви было семь.
Но вернемся к Символу веры. Дело в том, что эти слова, что Бог-Сын не сотворен Отцом, помещены в этот текст как ответ православия на учение Ария. Это сделано для того, чтобы в будущем уже не возникало таких соблазнов. Однако надо сказать, что в дальнейшей истории христианства ереси появлялись вновь, и нередко. Они затрагивали все новые и новые стороны вероучения, на которые необходимо было давать ответ.

Священнослужителей, которые отстаивали чистоту православной веры, собирались на соборы и боролись против догматических заблуждений, по традиции называют святыми отцами. Такое наименование дано им потому, что они сохранили для нас в чистоте сокровище христианской веры, и, словно родители, наставляют нас в ней своими примерами.
Говоря о таком явлении, как ересь, надо бы сказать еще о том, в чем Церковь видит причину этих заблуждений. И ответ на этот вопрос будет очень коротким – гордость. Вот причина и источник любой ереси. Мы поясним, почему это именно так.
История христианства не раз видела примеры, когда человек талантливый, умный, начинал превозносить себя в собственных глазах. Он говорил: «Я могу познать духовные истины, я могу узнать, Кто такой Бог, я могу научить этому людей, я прав, а они нет». И так далее. Он как будто бы без стука врывается в мир тайны и остается ослепленным уверенностью в собственной правоте. И поэтому спотыкается, падает и разбивается. Ну а вместе с ним и его последователи. То есть человек забывает о том, что наш ум все же несовершенен и не способен только одним своим усилием постичь мир духовный. Да и себя-то порой мы не можем понять до конца. Итак, вывод такой. Духовная причина любой ереси – это гордость человека, ставящего свое мнение выше голоса всей Церкви.
Это, однако, совсем не значит, что все наши беды от ума. Это не так. Ведь ум – это величайший дар, оставленный нам Создателем для того, чтобы мы совершенствовались в добре, в познании мира, ну а через это и в познании Бога.
![]()


