
Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
12 сентября 1925 года многочисленные прихожане Троицкого собора Данилова монастыря стали свидетелями настоящего чуда. Шла служба в честь престольного праздника обретения мощей благоверного князя Даниила Московского. Путь к раке святого был услан ковром из живых цветов. Когда митрополит Крутицкий Петр местоблюститель патриаршего престола шел от раки к солее, молящиеся увидели в виде облака образ благоверного князя, который сопровождал владыку, как бы благословляя на мученичество.
Священномученик Петр Полянский
Полянский Петр Федорович родился в 1862 году в селе Сторожевое Коротоякского уезда Воронежской губернии. Происходил из духовенства. Образование получил в Московской духовной академии.
В этот день, сразу после службы в Даниловом монастыре, митрополит Петр передал настоятелю обители деньги. Их собирали по всем приходам для пересылки в тюрьмы и лагеря арестованным священникам. Эта деятельность митрополита была лишь частью того, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин): «Его главным делом было продолжать деятельность патриарха Тихона. Патриарх сказал, что Церковь аполитична, не желает быть ни красной, ни белой, Церковь – со своим народом. И митрополит Петр также стремился, чтобы Церковь проповедовала Христа, не уклоняясь ни в какую политику. Однако он сразу отвергал всякие компромиссы и с обновленцами, и с ОГПУ, на которые его пытались принудить».
Митрополит Петр всеми силами пытался преодолеть обновленческий раскол в Церкви. 28 июля 1925 года он обратился с посланием к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Российской Церкви, где резко осуждал обновленчество.
Авторитет митрополита Крутицкого был настолько непререкаем, что паства начала отворачиваться от приспособленцев к новой власти. Церкви, захваченные обновленцами, пустели. ОГПУ разработало план по устранению несговорчивого местоблюстителя.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин): «Очередной обновленческий собор обвинил митрополита Петра в контрреволюционной деятельности. Их обвинения порой были очень похожи с тем, в чем обвиняло духовенство советское правительство. И для митрополита Петра это во многом стало роковым. Тем более что его послание, в котором он говорил, что мы не собираемся идти ни на какие компромиссы с обновленцами, и примирение с ними возможно только на основе их покаяния и возвращения в Православную Церковь».
По решению комиссию ОГПУ митрополит Крутицкий Петр был арестован. Почти год его содержали в одиночной камере. Сначала во внутренней тюрьме на Лубянке, затем в Суздальском политизоляторе. Мучители требовали от него, чтобы он отказался от своей должности, фактически – снятия с себя полномочий главы Русской Православной Церкви. На очередном допросе владыка заявил, что социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война еще может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается Отечество от иноплеменников и православная вера. Митрополит Петр понимал: признание кровавой смены власти будет означать для Церкви только одно – раскол.

Восемь лет пыток, допросов, мытарств по лагерям и тюрьмам зарешеченной страны пришлось вынести главе Русской Православной Церкви. Расстреляли митрополита Петра в 1937 году в одном из лагерей Челябинской области.
Человек отменного здоровья, от природы общительный и дружелюбный, Петр Федорович Полянский во всех епархиях Русской Церкви имел добрых знакомых среди архиереев и простых клириков. Выходец из священнической семьи, сан он принял только в 58 лет. До революции много участвовал в жизни Церкви, преподавал в духовных школах, был сотрудником синодального учебного комитета, участвовал и в историческом поместном Соборе 1917 года. И все же большую часть жизни он считал себя человеком светским.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин): «Будущий святитель получил семинарское образование, но при этом не хотел принимать монашество. Тогда нередко само принятие монашества было связано с желанием какого-то роста. Петр Федорович был от этого совершенно далек и поэтому он проявлял себя на поприще церковного образования. Он сам преподавал, он инспектировал церковно-приходские школы и в этом служении видел свое предназначение».
Патриарх Тихон, с которым Петр Федорович был знаком еще до революции, все-таки предложил ему принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Если бы будущий мученик отказался от предстоятельского предложения, то сохранил бы себе жизнь. И он это прекрасно понимал.
«Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви. Но если соглашусь, то я знаю, что подпишу себе смертный приговор» – сказал Петр своему брату в день беседы с патриархом.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин): «Практически сразу после рукоположения в епископа владыка Петра был арестован и сослан в город Великий Устюг. Он жил в ссылке и имел возможность совершать богослужения. Когда был освобожден патриарх Тихон, вернулся и владыка Петр, и вскоре он становится ближайшим помощником святителя Тихона. Он становится архиепископом, потом митрополитом, назначается на Крутицкую кафедру, входит во Временный Патриарший Синод и активно помогает святителю Тихону в его управлении Русской Церковью».
В апреле 1925 года на Благовещение скончался патриарх Тихон. Незадолго до своей кончины святейший составил завещание, в котором назвал митрополита Крутицкого одним из своих преемников. Так начался крестный путь нового главы Русской Православной Церкви, местоблюстителя патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра.
![]()
Петр Полянский, Митрополит Крутицкий


