Дорогие посетители нашего православного островка!
Выкладываем следующие 5 серий – (с 6 по 10) об основах Православной веры, в которых Вы откроете для себя всю истинную суть нашего глубокого Православия.
Иногда нам кто-нибудь может задать серьезный вопрос о нашем веровании, и чтобы не показаться неумным в глазах спросившего, нужно просмотреть этот интересный цикл из 30 видеофильмов! Тогда Вы будете знать основу Православной Веры.
Познавательные фильмы о Православной вере
6 серия. Символ Веры
7 серия. Бог Отец
8 серия. Сотворение Мира
9 серия. Сын Божий
10 серия. Воплощение
Символ Веры
Вновь зададимся вопросом, что такое религиозная вера? Вера – это уверенность в бытии Бога, как неоспоримой истине. Но ведь Бог невидим. Его познание – это проникновение в тайну. Познание тайны, скрытой в Боге, дается по благодати. Такую веру христиане называют Откровением. Вера живет в душе человека, как потребность в высшем благе, и надежда на спасение бессмертной души для вечной жизни.
Можно ли веру Откровения выразить словами? Православной Церковью принято краткое изложение вероучения. Оно называется Символом веры. В нем выражены главные истины, в которые веруют православные христиане.
Символ веры всегда читается во время Таинства Крещения и поется во время Божественной Литургии, главного Богослужения Православной Церкви. Символ веры составлен на двух Вселенских Соборах: на Первом в Никее и Втором в Константинополе. Поэтому в церковной истории Символ веры именуется Никео-Цареградским. Он состоит из 12 членов. Прочтем текст православного Символа веры на церковно-славянском языке.
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
Учение веры в таком изложении дали Церкви святые отцы Первого и Второго Вселенских Соборов. Так принято называть собрания учителей Церкви со всех концов вселенной. Отсюда происходит и название этих соборов. Пастыри всех поместных Церквей собирались для утверждения истин христианского учения, правил благочестия и разрешения богословских споров. Вселенские соборы были способом выражения мнения Церкви по вопросам догматики.
Сам Христос говорит о важности определения Церкви в вопросах вероучения. По Его слову, поступающий вопреки постановлениям Церкви, лишается благодати, становится язычником. В Евангелии от Матфея можно прочесть: «Скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
История Церкви знает семь Вселенских соборов. На первый из них в Византийском городе Никее собрались в 325 году от Рождества Христова 318 святых отцов. В первой половине IV века было чрезвычайно распространено ложное учение Ария, неправильно учившего о Сыне Божьем. Отцы Первого Вселенского Собора опровергли заблуждение еретика, что вторая Ипостась Святой Троицы – Бог-Слово, Сын Божий – был сотворен; и утвердили православное учение о рождении Сына от Отца прежде всех времен и единой Божественной сущности Отца и Сына.
Второй собор проходил в столице Византийской империи Константинополе, называемом по славянской традиции Царьградом. Ныне это турецкий Стамбул. Второй собор состоялся в 381 году. В нем участвовали 150 отцов Церкви. Собор защитил православное учение о Святом Духе против ереси Македония, отрицавшего Божественность Святого Духа. Отцы Церкви ясно и твердо провозгласили тогда совершенную полноту Божества Третьего Лица Святой Троицы. В 431 году на Третий Вселенский Собор в Эфесе собрались 200 святых отцов против константинопольского патриарха Нестория, который называл Христа простым человеком и учил, что Бог-Слово соединился с Ним по благоволению к Нему. По этой причине Несторий называл Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Святые отцы осудили ложное учение и предали еретика анафеме.
Весьма важным по своим богословским достижениям был Четвертый Собор в Халкидоне в 451 году. В нем участвовало самое большое число отцов за всю историю Церкви – 630. Халкидонский собор утвердил православный догмат что Иисус Христос есть и Совершенный Бог и Совершенный Человек в двух природах, нераздельно и неслиянно.
Пятый и Шестой Соборы происходили как и Второй в Константинополе в 553 и 680 годах. Пятый собор посетили 165 а Шестой 170 святых отцов. На последний из соборов – Седьмой, который как и Первый состоялся в Никее, в 787 году прибыли 367 отцов Вселенской Церкви, чтобы защитить православное учение об иконопочитании. Всего в семи Вселенских Соборах приняли участие около двух тысяч представителей Церкви из разных стран мира. Правило собирать соборы было воспринято от апостолов, которые собрались в Иерусалиме как о том повествует 15 глава книги Апостольских Деяний.
Для лучшего понимания Символа Веры при изучении основ христианского учения в Церкви принято рассматривать каждый из членов Символа в отдельности. Первый из членов говорит нам о Единственном Истинном Боге, Творце видимой вселенной и невидимого мира ангелов.