Как оторвать ребенка от компьютерных игр?
Добрый день, дорогие наши посетители!
21-й век – век повсеместной компьютеризации. Сейчас почти каждый человек имеет компьютер, а многие по два-три сразу. Конечно, один выделяется для персонального пользования своего чада. Но вот здесь и лежат острые камни преткновения, таиться страшная опасность, готовая покалечить душу ребенка – компьютерные игры…
Компьютерные игры – страшный бич современных детей. Когда знаешь семьи, где выросшие дети чуть ли не ночи напролет играют в эти игры и уже не в состоянии адаптироваться к реальной жизни, когда попытки им помочь заканчиваются ничем, – вдруг слышишь от некоторых православных людей и даже авторитетных священников насмешливые слова о тех педагогах и священниках, которые бьют тревогу по этому поводу: дескать, они против компьютера, компьютер полезен, а они смущают народ нагнетанием напрасных страхов и т. д. Все это лишний раз подтверждает, что пока беда не коснулась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состоянии ее осознать. С другой стороны, такая духовная слепота и беспечность обескураживают. Чем можно помочь детям? Как оградить их от этого наркотика? Что ответить смеющимся над чужой болью?
Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
“Известный писатель и философ Василий Розанов во время крушения Российской империи сказал знаменательную фразу: «Литература погубила Россию». Интеллигенция того времени жила больше литературой, чем реальной жизнью; она находилась в мире своих романтических грез, страстного воображения и политических фантазий. Она была похожа на маленького ребенка, мечтающего о свободе от опеки родителей, и готова была побежать за любыми фокусниками и обманщиками истории; она раскачивала лодку, на которой плыла, и, в конце концов, опрокинула ее и потонула вместе с ней.
Душевное богатство и изощренный интеллектуализм, которые давали литература и искусство, подавили силы духа, обратили ум к земле, наполнили сердце эмоциями и страстями. Кредо интеллигенции была странная смесь сентиментальности и цинизма, романтики и бунтарства. Утопический гуманизм лишил ее веры; она превратилась в слепого Самсона, который разрушил столпы, поддерживающие своды империи, и был раздавлен ее обломками.
Воображение – опасная стихия; этот мир, который творит сам человек, делается его второй действительностью. Через воображение человек соприкасается с инфернальным миром. Доверие к иллюзорному, демонизированному миру переходит в медиумическую внушаемость и потерю чувства реальности. Теперь, в отличие от предыдущих столетий, технические средства дают человеку возможность получать почти неограниченную информацию, но эта информация не расширяет его умственного кругозора, а подавляет его психические возможности – как слишком большой груз не укрепляет тело, а надрывает силы человека.
Компьютерные игры, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными, позволю сказать магическими, чем литература. Они вводят людей, особенно детей, в мир виртуальной, иллюзорной действительности – более интересной для них, чем реальный мир. Здесь начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек становится чужестранцем, гостем и странником; его родина – это мир компьютера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захватывая и поглощая его.
Для таких людей, прежде всего, исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей; Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля; их не беспокоят общественные проблемы, они похожи на улитку в раковине, в которой проходит их жизнь. Они разобщены с родными, они лишены друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими – выигрышем и проигрышем в игре; от компьютерных игр люди делаются безразличными друг другу.
Вслед за параличом духа начинается охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении с людьми, он не способен ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится игрой, выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются своими местами; компьютерный мир становится частью их души, а окружающий мир воспринимается как виртуальный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры, с заложенной в них программой, создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат.
Думаю, что педагоги и священники, которые одобряют компьютерные игры, не представляют, насколько это всепожирающее увлечение способствует деградации и расчеловечению человека. Они похожи на родителей, которые позволяют детям играть со змеями, не думая, что дети могут расплатиться за это своей жизнью.
Как оторвать ребенка от компьютерных игр? Это вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подскажет, чем и как занять ребенка, какую альтернативу предложить ему вместо компьютерного плена.
Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни – это объективный факт. Отказаться от компьютера нереально и невозможно, но надо уметь пользоваться им по необходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним.
Что ответить людям, смеющимся над священниками и педагогами, которые бьют тревогу по поводу компьютерных игр, калечащих души детей? Надо сказать, что когда загорается крыша над домом, то соседям нельзя благодушествовать и смеяться в надежде, что огонь не дойдет до них, а надо всем вместе вовремя тушить пожар.
Хочу прибавить, что, в отличие от компьютерных игр, прежние народные игры имели воспитательное и эстетическое значение, а компьютерные игры превращают людей в какой-то стандарт – в безликую толпу”.
Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
Я по профессии интернетчик, довелось узнать многое о проблеме с изнаночной стороны. И, чтобы мой ребенок не приучался к компьютеру, я просто говорю честную правду все, как есть. С какой корыстью создавались игры в интернете, и к чему это приводит. Чем на самом деле являются игрушки ( показываю “код” любой страницы, которая может заинтересовать ребенка). Не обязательно придумывать свои аргументы – “что такое хорошо и что такое плохо”, так как правда работает ХОРОШО. Дети имеют право знать, что игрушки создавали люди для материальной наживы, а нечистый – для того, чтобы игроки впадали в состояние “зомби”.
К сожалению, многие родители уже в начальной школе снабжают детей планшетами, провоцируя тем самым интерес ребенка к играм на компьютере. Прежде, чем купить планшет ребенку, нужно спросить у педагога, что он думает об этом. А ничего хорошего опытный педагог об этом не думает! Но родители действительно хотят, как лучше, ведь в планшете могут быть и энциклопедии, и вход в электронный дневник. А получается по-разному.
Отговорки родителей о том, что, мол, ребенок должен знать компьютер, без этого никуда… Да, сегодня мы с компьютерами учимся и работаем. Но куда лучше знать компьютер профессионально, из учебного курса информатики, с базовыми основами – чем просто приспособиться интуитивно тыкать кнопочки. И к каждому веб-ресурсу подходить сознательно – зачем он был создан, кем, почему.
И, конечно же, никто из нас не вправе осуждать чужое горе! Ведь никто из родителей не желал зла своим чадам, они могли не знать, не понимать степень сложности проблемы до того, как ребенок впервые зарегистрировался на игросайте.
Если игра – браузерная, можно установить в браузер утилиту MyWot или похожую. В этом случае в правом верхнем углу монитора будет высвечиваться значок – хороший это сайт или опасный. Для опасных появится ссылка на отзывы независимого сообщества веб-разработчиков о сайте. Данная утилита вполне честная, может, это – повод, чтобы хотя бы начать с ребенком диалог о том, что представляет собой его игрушка.
Это проблема скорее родителей, чем детей. Сейчас столько кружков, дополнительных занятий, что если записать ребенка хотя бы на английский, например, и спортивную секцию (музыкальную школу, … и т.д.), то у него просто не останется много свободного времени. А планшет для игр можно выдавать в небольших дозах и по выходным.
Анастасия, выдавая планшет для игр в небольших дозах, мы рискуем превратить этот кусочек металла в сладкий запретный плод. Лучше по выходным доставать хорошую настольную семейную игру. Или открывать для чтения новую книгу. Или шить новую одежду куклам.
Про кружки – согласна с Вами, можно много разных кружков по интересам найти, даже в школе некоторые кружки – бесплатные. Можно предложить ребенку и другое интересное хобби, Вы правы, времени на глупости тогда не останется!
А я считаю, что желание запретного плода как раз порождает полный запрет. Невозможно полностью оградить от компьютера, а потом, есть развивающие игры. Я как раз своему ребенку выдаю по выходным, на недолгое время, и, конечно, отслеживаю “качество” игр. Поэтому ребенок знает свою норму, привык, и большего не просит.
Замечательно, когда “норму” знает и ребенок, и мама, и эти нормы совпадают. Значит, маленький человечек очень ценит маму, а это дорогого стоит! Многое же еще и от ребеночка самого зависит. Я своей девочке стараюсь рассказать всю настоящую правду об играх так, чтобы у нее и желания не было их открывать. И чтобы у меня не было соблазна ставить запреты ( полные или частичные). Благо, на данный момент орудия-правды вполне хватает! Но понимаю, что дальше будет все сложнее, т.к. технологии хитрее с каждым годом.
Марина, очень правильной считаю Вашу линию – добиться ПОНИМАНИЯ достоинств, опасностей и границ. Действительно, на фоне всеобщего распространения компов и гаджетов выглядит нелепым полное их отрицание, тем более, что от этих средств можно легко добиться очень важных практических положительных эффектов – вроде быстрого получения разносторонних сведений и наглядного представления того, что воображением не очень-то берётся.
Кстати, использование такого рода возможностей практикуется в военно-учебных заведениях, где картина современного боя на местности представляется так же, как в тактических играх и “стрелялках”. Это очень помогает освоению курсантами теории и методик ведения боя. Думаю, ясно, что это очень нам полезно!..
Вот учите и дальше своих ребят тому, что может эффективно применяться в реальных делах. Поле здесь захватывающе огромное. Только это и перед взрослыми ставит задачу тоже овладевать всем этим, чего взрослые не хотят или не могут. И от этого либо махнут рукой, либо ставят неуклюжие запреты, тоже ничего хорошего не дающие.
Итак, ВСЕМУ – позитивный выход и применение!
Кстати, подобного рода заключения по поводу очень многого в жизни не раз давались и святыми отцами во все времена.