Боже, будь милостив к нам грешным!
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Перед нами вновь открывается путь Великого поста. Этот путь является самым ответственным и важным отрезком церковного круга для каждого христианина. Великий пост, или, как еще он по церковному называется – Святая Четыредесятница, призывает нас к осмыслению главной задачи жизни, спасения души через покаяние и исправление.
Перед Великим постом установлены три недели, которые называются предуготовительными, подготавливающие нас к великопостным дням. Первая неделя знаменует собой евангельскую притчу о мытаре и фарисее, в которой так ярко выражено необходимое чувство для каждого из нас – чувство мытарева смирения.
К духовному прочтению предлагаем фрагмент проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, сказанную им 1 февраля 2015 года, в Неделю о мытаре и фарисее.
«…Мы вступаем в период подготовки к Великому посту. И совершенно неслучайно, что первые шаги на пути к посту связаны с желанием каждого человека, и это закономерно, подумать о своей внутренней жизни. И Евангельское чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14) помогает нам понять, в каком направлении мы должны эти мысли о себе развивать.
Благочестивый фарисей и грешный мытарь. Один молится и благодарит Бога за то, что он не такой как другие, а другой, действительно грешный человек, просто просит у Бога прощения, он обращается к Его милости. И евангелист говорит, что этот грешный человек, мытарь, вышел из храма более оправданным, чем благочестивый фарисей. Не сказано, что фарисей был осужден, сказано, что мытарь был более оправдан.
У святого Ефрема Сирина содержатся слова, которые меня в свое время так поразили, что навсегда остались в моей памяти… Он говорит о том, что смиряющийся грешник не нуждается в добрых делах. Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели.
Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах. Вот такой человек, будучи гордым и использующим добродетель, чтобы поддерживать это свое греховное состояние, ее разрушает. А смирившийся грешник, исповедующий свои грехи перед Богом, даже не нуждается в добрых делах.
Что же произошло в сознании мытаря? Он просто подавил в себе всякую самоуверенность, желание самооправдания, он посмотрел внутрь себя критическим взглядом и понял, что ему ни о чем не нужно Бога просить — ни о помощи в работе или семейных делах, ни о том, чтобы поправить, может быть, материальное свое положение или получить повышение по службе. Ничего этого в голову не пришло мытарю, он сказал самое главное: будь, Господи, милосерден ко мне грешному. И в этих словах сказано все…»
Будем и мы с Вами, дорогие наши братья и сестры, чаще вспоминать мытарево смирение, и повторять за ним:
— Боже! Будь милостив к нам грешным!
Неделя о мытаре и фарисее – притча о смирении
В какие дни постился фарисей из притчи? – вопрос священнику
Здраствуйте!я готовилась к причастию и исповеди,у меня был один грех,в котором я была виновата косвенно,я думала как сказать этот грех и сказать ли вообще,потому что как бы не была причастна к нему,но чувствую свою вину,когда начала исповедываться,то совсем забыла сказать этот грех,батюшка прочитал отпуст и дал благословение на причастие,после исповеди он ушел,а я вспомнила о своем грехе,священник старый и ему трудно ходить, и я уже не позвала батюшку,и сомневалась в том что можно ли мне причаститься,после я причастилась все же,но теперь думаю,в осуждение это мне будет?
Здравствуйте, Анна!
Если вы не умышленно не назвали грех, то нет Вам вины. Старайтесь в следующий раз покаяться в нем. Советую Вам заранее готовиться к исповеди, записывать грехи на бумажку и на исповеди можно по ней прочитать, или использовать как подсказку.
Мир Вам и Божие благословение!