Смиренный мытарь

Боже, будь милостив к нам грешным!

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Перед нами вновь открывается путь Великого поста. Этот путь является самым ответственным и важным отрезком церковного круга для каждого христианина. Великий пост, или, как еще он по церковному называется – Святая Четыредесятница, призывает нас к осмыслению главной задачи жизни, спасения души через покаяние и исправление.

Перед Великим постом установлены три недели, которые называются предуготовительными, подготавливающие нас к великопостным дням. Первая неделя знаменует собой евангельскую притчу о мытаре и фарисее, в которой так ярко выражено необходимое чувство для каждого из нас – чувство мытарева смирения.

К духовному прочтению предлагаем фрагмент проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, сказанную им 1 февраля 2015 года, в Неделю о мытаре и фарисее.

Вензель Патриарха Кирилла - заглавие

«…Мы вступаем в период подготовки к Великому посту. И совершенно неслучайно, что первые шаги на пути к посту связаны с желанием каждого человека, и это закономерно, подумать о своей внутренней жизни. И Евангельское чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14) помогает нам понять, в каком направлении мы должны эти мысли о себе развивать.

Благочестивый фарисей и грешный мытарь. Один молится и благодарит Бога за то, что он не такой как другие, а другой, действительно грешный человек, просто просит у Бога прощения, он обращается к Его милости. И евангелист говорит, что этот грешный человек, мытарь, вышел из храма более оправданным, чем благочестивый фарисей. Не сказано, что фарисей был осужден, сказано, что мытарь был более оправдан.

Патриарх КириллУ святого Ефрема Сирина содержатся слова, которые меня в свое время так поразили, что навсегда остались в моей памяти… Он говорит о том, что смиряющийся грешник не нуждается в добрых делах. Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели.

Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах. Вот такой человек, будучи гордым и использующим добродетель, чтобы поддерживать это свое греховное состояние, ее разрушает. А смирившийся грешник, исповедующий свои грехи перед Богом, даже не нуждается в добрых делах.

Что же произошло в сознании мытаря? Он просто подавил в себе всякую самоуверенность, желание самооправдания, он посмотрел внутрь себя критическим взглядом и понял, что ему ни о чем не нужно Бога просить — ни о помощи в работе или семейных делах, ни о том, чтобы поправить, может быть, материальное свое положение или получить повышение по службе. Ничего этого в голову не пришло мытарю, он сказал самое главное: будь, Господи, милосерден ко мне грешному. И в этих словах сказано все…»

Будем и мы с Вами, дорогие наши братья и сестры, чаще вспоминать мытарево смирение, и повторять за ним:

— Боже! Будь милостив к нам грешным!

окончание

 Неделя о мытаре и фарисее –  притча о смирении

В какие дни постился фарисей из притчи? – вопрос священнику

Подготовительные недели перед постом

На рубрику Великого поста

Сайт Семья и Вера