ДВА ПУТИ СПАСЕНИЯ. Слово святителя Луки Крымского
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Православная вера предлагает своим чадам два пути спасения: мирской и монашеский. Монашеский путь – сложный и преисполненный молитвы и внутреннего созерцания. Мирской путь не менее простой, так как помимо спасения своей собственной души нужно вести по пути христианских заповедей свою семью и влиять собственным примером на ту окружающее общество.
Святитель Лука Крымский произнес проповедь о двух путях спасения, в которой изъяснил важность первого и второго пути.
Два пути спасения указаны нам, во-первых, апостолами Христовыми, великими Святителями Божьими, и, во-вторых, преподобными отцами и матерями нашими. Эти пути совсем различны, но хочу, я чтобы вы поняли, что оба эти пути одинаково велики, и святы, и совершенны.
Путь апостолов ярко являет нам св. апостол и евангелист Лука и, конечно, и все другие апостолы, но евангелисты больше их всех.
Какой же путь указан нам святыми апостолами? Каким путем шел св. апостол и евангелист Лука? Это путь деятельной жизни, путь деятельного, активного служения Богу и людям. Это путь великих подвигов и страданий, это путь заботы о спасении всего человечества.
Апостолов послал Господь проповедовать Евангелие всем языкам, всем народам. И они были теми великими, которые светом Христова учения просветили все народы того времени, а потом чрез их преемников – епископов были просвещены и до сих пор продолжают просвещаться и самые темные, и самые некультурные народы.
Труды святого апостола Луки были огромны, скажу даже – безмерны. Он был одним из 70 апостолов, он совершил, вместе с остальными, великое дело, на которое послал их Господь Иисус Христос, ибо Христос повелел им идти ко всем народам, во все города и повсюду проповедовать Евангелие правды и больных исцелять.
И знаете вы, с каким восторгом говорили господу Иисусу Христу по возвращении из своих странствований святых 70 апостолов, как радовались они тому, что даже духи нечистые повинуются им. Они были в великой радости от того, что Господь дал им силу чудодейственную для исцеления больных и бесноватых. И апостол Лука в числе их совершил множество чудес, исцелил множество больных. А он был, как знаете вы, по образованию врачом, обычным врачом телесным. Он лечил и лечебными средствами исцелял многих больных, но от Господа Иисуса получил силу неизмеримо большую – призыванием имени Христова исцелять все болезни, и те, которых не могут излечить врачи – и тогда не могли, и доселе не могут.
Святой апостол Лука ногами, обутыми только в сандалии, проходил огромные расстояния: он сопутствовал святому апостолу Павлу во втором его апостольском путешествии по Малой Азии, по Македонии и Греции. Он ходил вместе с апостолом Павлом в Иерусалим, когда Павел Духом Святым был предупрежден, что великие скорби и опасности ждут его в Иерусалиме.
Он неотлучно был с апостолом Павлом, когда был Павел отправлен в Кесарию и 2 года содержался под стражей. Он сопутствовал ему в его крайне опасном морском путешествии в Рим из Кесарии. Он был при апостоле в Риме и тогда, когда во второй раз пришел в Рим святой апостол Павел; опять “врач возлюбленный” был с ним, когда большинство учеников оставили его.
Он ходил с Павлом в Македонию и Ахаию и был епископом города Фессалоник, разделял с ним все опасности пребывания в Ахаии. Когда был епископом Фессалоникийским, 3 года учил там, просвещал светом Христовым македонян. А по смерти апостола Павла ходил он еще во многие, многие страны, – и все пешком ходил. Он проповедовал и в Галатии, и в Далмации, и в Македонии, и в Паннонии, и, наконец, в глубокой старости отправился в Египет.
Знаете ли, каким путем шел он в Египет? Он переплыл Средиземное море и высадился на африканском берегу его, в Ливии, и пошел пешком в Египет; а Ливия – огромная страна, и всю ее святой Лука прошел пешком.
В Египте ожидали его тяжкие гонения за Христа. Едва живым вернулся он в Грецию, а в Греции, в глубокой старости, 84-х лет кончил жизнь свою мученически: он был повешен, за неимением креста, на дереве, и так умер.
Велики и преславны эти труды апостола Луки, о которых я только что сказал, но неизмеримо более велико его главное дело – написание им Евангелия Христова, которое по глубине содержания должно быть поставлено на второе место после великого Евангелия Иоанна Богослова. У него находим много весьма важного, что не было написано другими евангелистами.
Написал он и Деяния апостолов, эту благодатную книгу, из которой почерпаем сведения о деятельности апостолов, и прежде всего, апостола Павла. Кто же сравнится по величию и трудам с великим апостолом и евангелистом Лукой? Вот я и говорю вам, что своей жизнью, как и другие апостолы, как и великие святители, он дал пример того, как нужно служить Богу, спасая не только свою душу, но и души множества людей.
Это первый путь, великий путь деятельной любви. Но по пути этому не можете идти вы все; это путь, предназначенный для нас, священников и епископов, для проповедников Евангелия. Это образец для нас.
А о каком втором пути скажу я вам? Это путь великих подвижников, отшельников, монахов, пустынников, которых было чрезвычайно много. Это путь совершенно другой: они активно не служили людям, не только не служили, а уходили от людей в дикие непроходимые леса, в африканские пустыни и жили десятки лет в пустыне, скрываясь от мира.
Дерзкие люди говорят о них, что они были себялюбцами, что спасали только себя, а не ближних своих. Нет, нет! Клевета это, клевета на них, ибо и они подавали всем людям величайший пример.
Вспомните хотя бы великую Марию Египетскую, которая проводила развратную жизнь в Александрии, и ушла в дикую Заиорданскую пустыню, и там прожила 53 года со зверями, не видя человеческого лица.
Что же, скажет ли кто-нибудь, что подвиг ее был подвигом спасения только своей души? Не смеем этого говорить, ибо Бог открыл ее всему миру незадолго до смерти ее чрез преподобного Зосиму, который видел ее молящейся в воздухе высоко над землей.
Он видел ее также переходившей Иордан как посуху. Она знала в совершенстве св. Писание, никогда не читавши его.
Были и другие, подобные Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, Антонию и Феодосию Печерским, Нилу Сорскому, Кириллу Белозерскому, Зосиме и Савватию и Герману Соловецким – эти люди ушли из мира как будто только для того, чтобы спастись самим, но именно только как будто, потому что в конце жизни Бог открывал их людям, показывая, до какого совершенства дошли они в своей пустыне, как очистили сердце свое и соделали его обителью Святого Духа.
Эти великие преподобные, из которых некоторые, подобно Марии Египетской, молились стоя над землей, стоя в воздухе, как наш Серафим Саровский, – эти великие люди изнуряли плоть свою тяжким постом, непрестанной молитвой, бдением, борением со сном, лежанием на камнях и поленницах дров.
Эти люди велики как пример для всего мира, их тоже открывал Бог людям в конце подвига их.
К Серафиму приходили многотысячные толпы народа и получали благодатное озарение святостью его. Это ли не великое приобретение для мира? Разве не нужен был людям пример этого пути, пути порабощения плоти духом?
Итак, вот два крайних и противоположных пути: путь деятельный – апостолов, святителей, и путь созерцательный – путь самоуглубления и очищения сердца своего, явленный преподобными мужами и женами.
Какое же заключение сделаем мы для себя, узнав об этих двух путях?
Вы скажете, и справедливо скажете, что не можете совершать такого светозарного пути, какой совершили апостолы и святители Божии.
Скажете не менее справедливо, что не можете подвизаться в пустыне, не можете оставить мир, оставить семью свою. Конечно, так, но надо вам знать, что есть средний путь, а средний путь Святые Отцы называют царским путем.
Так вот, всем вам надлежит идти путем средним, путем царским, подражая, во-первых, тем, кто шел путем деятельной любви – подражая их милосердию, их добрым делам, их служению людям. Во-вторых, надлежит подражать, хоть в малой мере, и монахам – их молитве, их посту, не угождать своей плоти и похотям, а прежде всего наблюдать за сердцем своим, изгоняя из него тех нечистых змей и жаб, которых найдем в нем, и потом омывать сердце слезами покаяния.
Вот это путь средний – путь царский. Идите им. Будьте деятельны в любви и милосердии. Будьте созерцателями и очистителями сердец своих.
Аминь.
1 ноября 1953 г.
Святитель Лука: “Верьте в чудеса!”
ПЛОТЬ И ДУХ. Слово святителя Луки
<< На главную страницу Духовное чтение >>
ВОПРОС К СВЯЩЕННИКУ
Важнейшую роль в определении наших душ в Жизни Вечной играет праведность нашего жизненного пути. Но действует ещё и Промысл Господа о нас, нашем пути и назначении. И известны случаи, когда праведнейшие по Промыслу подвегаются тяжким испытаниям, бедам (вовсе не “по заслугам”). Чего стоит, к примеру, участь Авраама, Иова… Позже они, по нашим сведениям были вознаграждены.
Вопрос состоит вот в чём: Ведь Промысл Господа распространяется на ВСЁ, в том числе и на Жизнь Вечную. Значит, по Замыслу Господа кому-то может выпасть участь, почётная задача и после праведной земной жизни выполнять нелёгкую работу – вместо простого, беспечального созерцания Господа. Ведь у Него есть какие-то, неведомые нам Свои задачи, которые решаются в “пространстве духов”, куда и попадают души прошедших земной путь.
Известно ли Церкви что-нибудь в отношении этого? Есть ли примеры, отражающие это? Они как-будто бы подобны, скажем, Иову, но на более широком отрезке жизни души.
Здравствуйте, Тимофей.
Нельзя так узко рассматривать жизнь людей, на примере только Иова, Авраама. Нам Господь не даст такого испытания, потому что, мы духовно слабые и не можем вынести последствия своих грехов и страстей.
Свой ответ я начну с того, что Бог есть высшая и совершенная любовь. Святые люди, стремясь к Богу, приобщались к этой высшей любви.
Святой преподобный Серафим Саровский видел видение, где люди шли в ад, он взмалился Богу о том, чтоб Господь простил их и взял в Рай, а его, вместо их, в ад отправил. Настоящая, совершенная любовь – она жертвенная. Господь свою любовь проявил на кресте, когда Он страдал и умер за грехи людей. Когда святые люди, при жизни здесь на земле постигали эту любовь, то они имели в себе пасхальную радость, то есть у них в душе был Бог. Преподобны Серафим Саровский приветствовал всех с радостным восклицанием: “Радость моя, Христос Воскресе!”.
Святитель Феофан Затворник в своем дневнике писал переживания о том, что хотел получить от Бога опять то духовное состояние благодати Божией, которое, однажды Бог дал ему почувствовать, чтобы он стремился к ней.
Святой апостол Павел в своей послании пишет как бы об одном человеке (на самом деле о себе), что был восхищен в Рай и слышал неизреченные глаголы, которые не пересказать, то есть он делился своими переживаниями и той радостию, которую он тогда испытывал.
О всех людях Бог промышляет и хочет того, чтобы они спаслись. Промысл Бога о людях состоит в том, чтобы спаслись все люди, но долеко не все люди стремяться к этому, поэтому Бог стремиться к тому, чтобы вразумить человека, посылая ему испытания и беды.
Бог мог бы дать всем людям почетные задачи, привести их к святости, но большинство людей не хотят этого, а Бог не нарушает свободу человека. Он только вразумляет испытаниями.
Приведу вам пример. Один атеист задал священнику вопрос: “Может ли Бог создать такой камень, который не сможет поднять”. Вопрос двоякий. Если Бог не сможет создать такой камень, значит он не всемогущий, а если сможет создать такой камень, который не сможет поднять, то опять-таки Он не всемогущий. Священник так ответил, что Бог создал такой камень – это свобода выбора человека. Бог не нарушает эту свободу, потомучто не хочет этого. Он хочет, чтобы человек добровольно выбрал путь к Богу, к спасению.
Святые люди, находясь в Раю, все находятся в блаженном райском-радостном состоянии и они сами добровольно выбрали путь к Богу, путь помогать людям, потому что имеют совершенную любовь.
Мир вам и Божие благословение!
Благодарен Вам, отец Димитрий.
Содержание ответа, однако, рождает некое недоумение: вроде мы впадаем в эгоцетризм, считая, что создать человека, иметь такую мороку с людьми, быть окружённым душами, успешно преодолевшими испытание и совершенствование жизненным путём – этим лишь и исчерпывается цель Творца. У Господа, Вы считаете,нет иной цели и задачи кроме спасения наших душ? И для чего? – лишь для того, чтобы просто быть в их окружении и дать им испытывать “неизъяснимое блаженство”?
Не слишком ли мы о себе высокого мнения?
Само Творение, Замысел о нём, уже ввиду столь долгого, драматического продолжения всей этой историио явно показывает наличие какой-то, ещё более масштабной цели. Ввиду важности спасения душ к Жизни Вечной прослеживается какая-то необходимость иметь таких душ в достаточном числе. И эта-то необходимость и выдаёт наличие каких-то особых задач при их жизни в Вечности. В этом основная суть моего вопроса.
А по поводу этих жалких софистик насчёт камня – это не для нашей аудитории…
Ещё раз с благо-дарностью.
Во славу Божию, Тимофей.
Пишу вам не своё мнение, а учение Церкви по данному вопросу.
По Преданию Церкви, известно, что, ещё до начала творения, был предвечный совет Божий. В этом совете, Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, зная всё наперёд, принимала важное решение. Бог знал, что человек согрешит, и Сын Божий добровольно соглашается на то, чтобы искупить грехи людския. Для чего нужно было Богу браться за такое дело? Для того, чтобы раскрыть свою безмерную Любовь. Бог есть Любовь и именно по любви Бог и создаёт мир, по любви Он приходит в мир и искупляет наши грехи. По любви Он спасет людей, которые избирают путь следование за Христом, неся свой крест. Господь ждет от человека ответной любви, настоящей любви. Самая главная заповедь учит тому, чтобы мы любили Бога и человека. Господь сказал: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (евангелие от Иоанна 13 глава, 34-35 стихи). Апостол Иоанн Богослов пишет о том, что Бог есть Любовь: “Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (Соборное послание апостола Иоанна Богослова 3 глава, 7-11 стихи).
Апостол Павел пишет о том, что, если человек не приобретет любовь совершенную, то все его дела могут быть напрасными. Критерии совершенной любви он описывает в 1 послании к Коринфяном, в 13 главе: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”. Когда Господь вышел на проповедь, после своего Крещения, то первыми его словами было: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”(Евангелие от Матвея, 4 глава,, 17 стих). С покаяния и начинает человек свою духовную жизнь, и постепенно, проходя добродетели, достинает любви. Это самое главное. А знать ещё какие то цели Бога, вникать в Его Промысл, не полезно человеку для духовной жизни, поэтому нам не дает Бог знать больше. Когда это будет нужно, то Бог сам это откроет нам. Когда человек не ведёт духовную жизнь радиво, а пытается вникнуть в глубину Божия промысла о людях, то подвергает себя опастности, потому что бесы могут человека запутать и увести от Бога, от Православной Церкви.
Приведу вам пример.
Один монах много размышлял о Божиим Промысле, о Его главныц целях. Ему явился ангел в виде отрока. Мальчик зачерпывал ведром воду из моря, и, пройдя несколько метров, выливал её в маленькую яму. Монах спросил его, что ты делаешь. Он говорит, я хочу всю воду из моря перелить в эту яму. Монах отвечает, что тебе этого никогда не сделать, это напрасный труд. Тогда отрок говорит ему, что я это быстрей сделаю, чем ты познаешь мысли Бога. После этого мальчик исчез. Тогда монах понял, что Бог ему открыл через ангела, что человеку, с его ограниченным умом, не возможно познать мысли Божии и Его цели и стал монах молиться больше и не тратить время на эти мысли, которые не приносят человеку пользы. Что нам Бог открыл, мы имеем в Священном Писании.
Я вам советую читать в каждый день, по 1 главе Евангелие, начиная от Иоанна и прочитать Соборное послание апостола Иоанна Богослова и не тратить своё драгоценное время на эти размышления.
Вы считаете, что простые примеры не для нашей аудитории. Вы почитайте со внимание все 4 Евангелия и увидите, что Бог не мудрствовал в своём учении, и много учил людей, приводя простые, житейские примеры, чтобы приблизить человека к высшим мотивам. Есть такая пословица: “Где просто, там и ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного”. Господь сказал: “Истинно говорю вам: кто .не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». ( Мк. 10, 13- 15 ).
Этими словами я закончу вам письменный ответ.
Призываю на вас благословение Божие!
А “в десятку” так и не получилось.
Коль скоро у Троицы был изначала совет, уже это означает, что были, есть ещё какие-то иные важные задачи. Решено было пустить развитие мира по текущему сценарию. Но даже и это не означает, что при этом Троица не занята ещё какими-то, неведомыми нам делами. Ради выполнения которых, мне кажется, и может призойти как раз то, о чём я спрашивал первоначально. Промысл Господа куда шире, чем судьба любого из смертных, и даже бесплотных.
Бог есть Любовь. Но Он ещё есть Истина, Он ещё есть Благ… Множество имён у Господа. Да и слово “любовь”, как уже обсуждалось, имеет весьма нечёткие границы – по крайней мерре, в русском языке. Посему “любовь” к врагам Православия это вовсе не то, что “любовь” в семье и т.д..
Но всё же очень бюлагодарен Вам за сведения об этом изначальном Божестиенном совете Троицы. Это внушает большой оптимизм.