Беседы с батюшкой. Уважение к старости. Старчество

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвященный теме уважения старости.

Гостем телепередачи стал насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Сегодня в нашей передаче интересная тема: почитание старости и старчество. Отче, мы сейчас часто сталкиваемся с тем, что почитание старости, уважение к старым людям как-то нивелируется в нашей жизни. Почему это происходит, мы с Вами тоже попытаемся разобраться и, конечно, поговорим о старчестве как о реальном феномене православной жизни. И насколько это сейчас востребовано, об этом тоже с Вами сегодня поговорим. Но первый вопрос такой: как Вы считаете, почему в нашей жизни почитание и уважение старости не на должном уровне?

– Прежде всего, мы должны понять, что существует нравственный закон, который определяет все стороны человеческого бытия. Есть естественный нравственный закон, который присущ любому человеку: любовь к родителям, своим детям, когда человек бережливо относится к своей жизни. А есть сверхъестественный нравственный закон, который, так или иначе, Господь передал людям: некие нормы поведения нормального человека. В том числе мы читаем Декалог, который Господь передал через Моисея сначала еврейскому народу, а потом он был освящен нашим Господом Иисусом Христом, когда любая заповедь стала нести качественное отличие от ветхозаветного исполнения Декалога.

И там есть пятая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Вы знаете, это заповедь человеческого счастья: «Хорошо тебе будет. И будешь долго жить на земле». Вот в эту заповедь входит бережливое отношение к людям старшего поколения, к людям, которые зачастую прошли очень непростой путь. И даже в Ветхом Завете есть такие интересные слова: «Уважай седину старцев твоих».

Действительно, каждый год прожитой жизни прибавляет определенного опыта. Не к каждому пожилому человеку можно обращаться, чтобы черпать опыт для своей жизни, потому что действительно человек должен прожить очень осмысленную жизнь, может быть, перенеся не одну трагедию, не одно испытание. Поэтому, без всякого сомнения, мы в христианстве должны относиться к людям пожилого возраста с почтением, как к той ниточке, связующей поколения, которая нас объединяет. Ведь недаром мы с вами с почтением относимся, если уж говорить о прошлом, к могилам наших предков. Мы с почтением относимся к тем произведениям искусства, которые тоже определяют человека и общество как общество развития и всего прочего. Поэтому здесь основание для почитания старших действительно имеет глубокие корни, христианские.

А сегодня, конечно, много о чем можно говорить, многие вещи несовместимы и с христианским учением, и с чисто человеческим: когда мы встречаем и жестокость, и непонимание. Мы, священнослужители, – такие же люди, как и все прочие: ездим общественным транспортом, ходим по улицам городов и сел; мы видим, что есть и воспитанная молодежь, которая, конечно же, поможет пожилому человеку, уступит ему место, есть у нас примеры для подражания. Дай Бог, чтобы побольше сердечности было в нашем обществе. Отсюда будет почитание предков и старших по возрасту.

– Но мы все-таки сталкиваемся с тем, что те знания, которые есть у пожилых людей, наверно, могут быть сейчас не востребованы совсем, так как существует масса литературы, существует Интернет. И знания эти, в принципе, я могу почерпнуть сам, для этого мне не нужно обращаться к человеку намного старше меня, с тем чтобы он мне что-то рассказал. В чем здесь ошибка? Может быть, живой разговор дает другие знания? Может быть, живой разговор и возможность посмотреть в глаза человеку – это другой уровень знаний?

– То есть чисто человеческое участие, да? Когда молодой специалист встает у школьной доски или подходит к операционному столу, насколько ему важно чувствовать, что рядом с ним есть опытный специалист, человек, который очень многое прошел, который на собственном опыте знает, когда остановиться, когда начать (если мы говорим о медицине). И это касается любой сферы деятельности человека – когда мы можем не просто почитать теорию в литературе, в Интернете, а можем на практике соприкасаться с опытом людей, которые не дадут нам совершить какие-то ошибки. Чисто человеческий подход.

Очень важно в любой жизненной ситуации все-таки ощущать поддержку, ощущать, что за тобой есть человек, который может тебя направить – твою руку, твою мысль. Это очень важно. Конечно, если мы берем то же образование – это передача опыта от старших к младшим, когда заведующий кафедрой является человеком, знающим свое дело, в своей сфере, он передает опыт тем, кто будет после него. Здесь все взаимосвязано. Невозможно начать с чистого листа и сказать: «Я специалист и отвечаю на многие вопросы сам по себе». Без передачи опыта нельзя.

То же, когда мы говорим о христианстве: это тоже очень важно, когда старцы – если мы с Вами уже будем говорить дальше – передавали опыт своей духовной жизни ученикам. Возьмем монашество: преподобные Антоний Великий, Исаак Сирин и прочие имели учеников. Это впоследствии ученики изложили мысли старцев в литературе, которая дошла до наших дней,  а тогда, конечно, все это передавалось опытом, это было такое опытное научение. И в первые века христианства так же: о Христе рассказывали апостолы, видевшие и пережившие сами те события, про которые мы читаем в Священном Писании.

Поэтому участие человека в нашей жизни очень важно. Недаром когда кто-то получает образование, к нему приставляется научный руководитель, который направляет, пытается исправить какие-то ошибки и так далее. Это очень важно, и дай Бог, чтобы это сохранялось и чтобы новые поколения молодых людей понимали: вот эта взаимосвязь никогда не должна прекращаться.

– Когда мы совершаем утреннее или вечернее правило, мы знаем: вот молитва Макария Великого, вот молитва Василия Великого и так далее. Мы понимаем, что эти молитвы дошли до нас тоже благодаря тому же научению, передаче знаний. Но мы превращаем это в свое дело, и слава Богу. Это уже не просто молитва Макария Великого, это уже моя молитва. И когда мы со старцами общаемся, получается, что мы требуем какого-то духовного просветления, знаний. Чего мы должны искать в этом? Потому что часто мы заменяем свою веру, перекладывая ее на чужие плечи.

– Интересно иногда бывает: люди приходят в храм для того, чтобы поговорить со священником. Говорят: «Хочу, чтобы Вы были моим духовным руководителем». Само духовное руководство – дело очень ответственное, и надо подумать пятьдесят раз, прежде чем дать человеку какой-то совет. Часто слово, произнесенное невпопад, без знания духовной жизни человека, его условий, может навредить.

Само понятие «духовное руководство», как мы уже сказали, берет начало именно в монашестве, когда было не просто указание, как делать, а ученик приходил к своему старцу и исповедовал свои мысли. Прежде всего, старец – человек, который уже прошел этот путь, который может направить ученика. И, конечно, благодать Божья, приобретенная посредством очищения от пороков, от грехов, от злых мыслей у этого же духовного руководителя, является наивысшей точкой, наивысшим качеством, показывающим, что к этому человеку можно пойти. Не к каждому старцу можно ходить.

Есть ли сегодня старчество? Конечно, мы видим примеры. Иоанн (Крестьянкин), который переписывался с огромным количеством людей, прожил удивительную жизнь. И многие имена мы знаем, о которых читаем. Но я хочу, чтобы мы понимали: не каждое слово, произнесенное умудренным духовной жизнью священником, является для каждого правилом. Даже читая письма Игнатия (Брянчанинова) или Феофана Затворника, мы должны понимать, что письмо написано в определенное время в определенных обстоятельствах, это говорится конкретному человеку. Поэтому мы, читая эти письма, конечно, не должны все сразу применять на себя. Надо все-таки благоразумно относиться к этому.

Сегодня есть священнослужители, которые передают свой опыт другим. В нашей Александро-Невской лавре есть замечательные духовные руководители, которые помогают людям находить ориентиры, те точечки, по которым сверяют всю свою жизнь. И это очень важно. Наверно, хорошо иметь человека, который ответит на все твои вопросы. Но прежде чем пойти по этому пути, надо самому себе ответить на определенные вопросы.

Господь Свою волю, конечно, передает через духоносных людей, которые, наверно, встречаются в жизни любого человека. И у меня был такой человек, и, наверно, у любого христианина на каком-то этапе появляется. Действительно, можно сказать, старец – какой-то удивительный подвижник, который, так или иначе, сыграл роль в твоей жизни, в твоей судьбе. Даже идя в храм на исповедь, помолитесь Господу Богу, скажите: «Господи, открой мне через этого батюшку Свою волю. У меня есть такое затруднение».

Приходить за конкретным решением: «Что мне делать? Какого цвета обои клеить?» – это не вопрос духовной жизни. А вот «молюсь, а что-то не получается», «причащаюсь, а чувствую, что я что-то делаю не так» – эти вопросы, конечно, нужно решать, не просто читая литературу (потому что там теория), а все-таки обращаться к носителям духовного опыта.

– Вопрос телезрительницы Ирины из города Покров Владимирской области: «Я воспитатель детского сада с очень большим стажем. Сейчас горько смотреть на то, что нет уважения к старшим. Что думает по этому поводу батюшка? Я, например, считаю, что мы, педагоги, директора детских садов и школ, должны выходить на Церковь, иначе мы не воспитаем наших детей».

– Вопрос жизненный, очень важный. Что бы я ответил? Конечно, воспитание детей, в том числе и уважение к старшим, идет из семьи. Это очень важно, чтобы взрослые передавали своим детям не просто какие-то знания из материальной жизни, но и воспитывали все-таки личностей. Взаимодействие Церкви и системы образования, в принципе, осуществляется и сейчас. В свое время, когда я служил на приходе, благодаря доброй воле директора школы и преподавателя обществознания мы проводили какие-то встречи с ребятами, говорили на важные темы.

Не надо бояться, что священник придет в школу. Понятно, что это личностные отношения, и священники разные, и директора школ разные. Но проблемы-то мы переживаем все одинаково. Вот эта нехватка любви и уважения сказывается и на священниках, и на преподавателях, и на директорах школ. Я вспоминаю советское поколение, как бы это ни ругали… У меня есть хорошая знакомая, преподаватель, которая практически всю жизнь отработала в школе. Она рассказывает: «Вижу своих учеников, которых когда-то учила, в советское время. Они говорят: “Здравствуйте, Инна Михайловна!” – и прячут по привычке за спиной сигарету». Вот такое уважение.

К сожалению, сегодня этого нет. Это проблема общая, которую надо решать совместно, прививать детям с раннего возраста уважение к взрослым, почтение к старшим и прочее. Но еще раз хочу сказать: одна школа не справится, потому что в школу дети приходят уже с определенным багажом. Вот здесь есть над чем думать.

– Не связано ли это еще и с тем, что у нас все-таки культ денег, культ наслаждений?

– Сейчас культивируется очень многое, что не являются центром жизни. Давайте вспомним, как жили люди в блокадном Ленинграде. Тех, кто прошел этот путь, становится меньше, их скоро вообще не будет. И некому будет рассказать о страшных месяцах и днях, которые пережили люди в голоде и холоде. Люди, которые прошли Великую Отечественную войну…

Сейчас мы часто видим, как с экранов телевизоров сеется вражда между людьми, между народами. А ведь это страшно, когда убивают твоих близких, когда умирают ни в чем не повинные дети. Почему-то об этом мы не думаем. Мы думаем об экономике, еще каких-то вещах, которые очень важны, это несомненно. Но если не будет души, если не будет нравственных основ, ориентиров, то общество не сможет жить, оно просто погубит себя.

Поэтому здесь очень важно все-таки понимать, что общество будет способно продолжать существование только тогда, когда будет насаждаться не культ денег и красоты. Большая машина должны быть дорогая, телефон должен быть самый-самый – это культивируется у детей, очень страшно… Родители часто потакают этому, не учат своих же детей довольствоваться тем, что есть. «Дорогой, вот Господь нам дал это, давай будем терпеливыми». А ведь у некоторых и этого нет, кто-то и недоедает. Пускай эти разумные моменты все-таки будут присутствовать в жизни наших семей, наших людей.

– Получается, что если я воспитываю своего ребенка в этом самом культе наслаждений, то я сам вырабатываю в ребенке неуважение к себе и непочитание себя как отца семейства, а в результате это вернется – и ребенок скажет: «Зачем мне заботиться о больном старике, когда самое главное в жизни – хороший телефон и хорошая машина?»

– Очень важно понимать истины, непреходящие ценности. И жизнь – она же бумеранг, все вернется. В Священном Писании есть удивительные слова: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет». Сеете в детях мало добра, отмахиваетесь от них, а им нужна помощь, поддержка, когда нужно с ними поговорить, посмотреть им в глаза, просто подержать их за руки… Очень важно, когда ты не просто обеспечиваешь своих близких, а еще принимаешь во всем участие своей добротой и любовью.

Понятно, что нужно где-то ограничивать, где-то и воспитывать, а иногда предпринимать определенные усилия, чтобы вразумить человека. Но это тоже… знаете, как взрослые себя ведут, бывает, с детьми – идет человек с маленьким ребеночком по улице и буквально чуть ли не нецензурной бранью унижает его, чуть ли не избивает на людях ребенка. Такого тоже не должно быть. Надо наказать, но не унижать достоинство, надо вразумить, но не истязать.

Отсюда же тоже это все идет, все в нашей жизни взаимосвязано. Поэтому начинать нужно, конечно, со взрослых, не с детей. Именно взрослые должны понимать, что они в ответе за то будущее, которое стоит перед ними. Знаете, священнослужители идут не только в образовательные учреждения. В свое время, когда я был настоятелем прихода, я ходил в дом престарелых. И как было интересно слушать рассказы о жизненных ситуациях пожилых людей! А когда уже уходишь, тебе сестра или нянечка говорит: «Батюшка, знаете, у него есть несколько детей, внуков, они уже год к нему не приходят и не хотят его видеть».

Тут тоже вопрос: «Как я воспитал своих детей? Что я в них вложил? Почему не хотят общаться? Кто виноват?» Разные жизненные ситуации, но ответ один: больше добра должно быть, христианского сострадания друг к другу.

– Как мы можем культивировать эту христианскую любовь? Ведь когда мы приходим в церковь, часто общаемся с батюшкой как с человеком, которого видим на литургии, и все. Получается, что я будто галочку ставлю: «я христианин», «я причащаюсь», «я исповедуюсь». А в результате духовная жизнь-то моя блеклая. Возможно ли в этом случае общение с батюшкой в том случае, когда человек ищет необходимого духовного общения?

– Самое главное, чтобы человек хотел этого. Сегодня ведь есть разные способы общения и со священнослужителями, и вообще с церковными людьми. Есть и образовательные курсы. Если мы хотим что-то узнать в храмах, есть дежурные священнослужители, которые всегда примут, выслушают, может быть, и действительно ответят на недоуменные и очень волнующие вопросы. Главное, чтобы человек шел к этому. Условия создаются: огромное количество литературы…

Человек же должен себя как-то воспитывать в этом направлении – отслеживать, какие программы мы смотрим дома по телевизору, сколько времени он у нас работает, какое место в нашей жизни занимает чтение Священного Писания, устраиваем ли мы вечерами перед сном с детьми пятнадцатиминутку чтения слов Иисуса Христа: «Дети, давайте почитаем, что Господь нам хочет сегодня сказать».

И по-доброму. Если мы говорим о конфликте отцов и детей, это же всегда был насущный вопрос. Здесь надо все-таки понимать, что это основа и духовной жизни. Поэтому –  пожалуйста, приходите, обращайтесь, никто не мешает. Главное, еще раз скажу, чтобы человек хотел преображать себя, свой духовный мир. И не надо стремиться переделать окружение, начни с себя. Тогда увидишь, что и на работе есть хорошие, отзывчивые сотрудники, что и дети у тебя замечательные, и жена у тебя прекрасная, хоть иногда ворчит.

Вот если человек начнет работать над собой, то в Церкви есть для этого инструменты. Можно прийти к священнику, конечно, нужно и помолиться, и поучаствовать в таинствах, и осмыслить свою жизнь через покаяние и так далее. Главное – приходите.

– Вопрос от телезрительницы Раисы Владимировны из Краснодарского края: «Я педагог с 15-летним стажем, после этого у меня была другая работа, но тоже в этой сфере. Сейчас я пенсионерка, мне 64 года. Вопрос у меня к отцу Филарету такой: сейчас в школах детям сектанты насаждают очень нехорошие мысли, действия – для того, чтобы не бояться педагогов, они учат детей, как оскорблять, унижать учителей. И доходит до очень неприятных вещей, вплоть до сексуальных домогательств. Я столкнулась с этим и в Иркутске, и в Москве, и в Петербурге, и сейчас вот в Краснодарском крае. То есть по всей стране это идет, это не где-то одна вспышка. Такая холодная война…»

– Вопрос настолько интересный, что, наверно, надо задуматься: везде есть участие человека, личности. И, конечно, директор школы определяет, кого пускать, кого не пускать, педагоги имеют право обсудить на педсовете, можно что-то или нельзя. Страшно, когда люди чуждых религиозных воззрений, часто тоталитарных – например, есть организации, которые не разрешают своим членам защищать свою родину – оказываются каким-то, если можно так сказать, манером в школе.

Здесь надо четко понимать, как действовать дальше. Происходящее должны заметить родители. Почему я и говорю, что родители должны интересоваться жизнью своих детей. В любом случае, приходя домой, дети начинают рассказывать, и любой нормальный родитель начнет бить в набат, если увидит, что ребенку насаждают какую-то идеологию жестокости, неуважения к старшим. Это же сплошь и рядом, я просто не буду называть религиозные организации, которые так или иначе себя ведут, чтобы никого не обидеть, но это есть.

К сожалению, здесь преподаватели являются таким «мосточком». А они должны внимательно за этим следить. Что делать? Может быть, действительно нужны какие-то совещания, педагогические встречи. Я сам по образованию педагог, преподаватель теологии, и мне все-таки удавалось, установив хорошие отношения с руководством отдела образования того места, где я служил, встречаться с учителями. И учителя задавали мне такие же вопросы, может быть, не очень удобные. Вот лучше обсудить со взрослыми, чтобы потом не было совершено определенных ошибок.

Поэтому, конечно, помощи Божьей Вам. Помоги, Господи, вразуми, чтобы таких ситуаций было меньше, чтобы они никак не отражались на жизни наших детей. Должна быть духовная безопасность. Почему в свое время и обсуждалось введение предмета «Основы православной культуры». Кто-то выбирает «Основы светской этики» или еще что-то. Но ребенку все-таки надо дать духовную прививку, чтобы он знал, что такое добро, что такое зло, где хорошо, а где плохо.

И, конечно, на учителях огромная ответственность. Жалко, конечно, когда люди, которые говорят о Достоевском, рассказывают о великих архитектурных памятниках, уходят из православия, причисляют себя к иным вероисповеданиям, которые не создали такой культуры, какая есть, например, в России, православной культуры. В это понятие много что входит. Это духовное наследие, которое до сих пор удивляет и воодушевляет.

Поэтому помоги, Господи, в этой ситуации! Может быть, надо, чтобы обратило внимание руководство тех учреждений, где есть такие случаи, чтобы не допустить до детей вот такие деструктивные культы и людей, которые учат не совсем тому, чему надо.

– Но ведь до сих пор православный священник не имеет права…

– Я всегда спрашиваю: почему боятся?

– Вот непонятно.

– Это светское образование, светская школа, но в любом случае родители детей, которые ходят в эту школу, также крестят детей, также приходят в храмы. Кто-то не ходит, кто-то является последователем других каких-то течений. Но все-таки если мы являемся наследниками русской духовной культуры, почему мы должны бояться? Понятно, что и священники должны быть подготовлены: если они входят в классы, они должны быть готовы разговаривать на том языке, на котором разговаривают дети, объясняя, самое главное, основы нравственности, христианства. Есть воскресные школы. Церковь тоже делает все возможное в этом направлении. Но не надо бояться. Почему боимся? Вот это меня всегда поражает.

– Очень интересный рефрен у нас возник. Получается, почитание веры своих отцов – то же самое, что и почитание той самой старости. Но опять-таки если это одухотворенная человеческая жизнь. И старчество таким же образом формирует общественное сознание. Потому что если этого нет, то откуда же мы это все возьмем? Действительно, из книг это тоже не взять.

Вопрос от Вячеслава из Солнечногорска: «Если в интернате я построю молельную комнату и иконостас, смогут ли меня постричь в монахи?»

– В монахи постригают не потому, что Вы что-то сделали, не за какие-то заслуги. Вы сами принимаете решение в определенный момент своей жизни провести дальнейшую жизнь в этом мире в покаянном образе. Монашество – это покаянный образ. Если в учреждении, где Вы находитесь, откроют такой небольшой храм или часовенку, Вы же можете приходить туда, молиться, помогать батюшке, даже читать часы, если у Вас есть на это способность, зажигать свечи. Есть огромное количество возможностей поучаствовать в жизни этого молитвенного уголка, который будет открыт или который Вы откроете. А то, что после этого Вас сразу должны постричь в монахи и, может быть, сделать священником, думаю, это не совсем верно. Быть монахом – это очень ответственно. К этому люди иногда идут практически большую часть своей жизни. Поэтому думаю, что пока не надо к этому стремиться. Придет время. Если действительно Господь откроет Вам Свою волю и Вы действительно поймете, что монашеский образ жизни – это Ваш образ, то почему бы нет?

– Во всяком случае, одно только желание построить молельную комнату и иконостас, конечно…

– …похвально. Молельная комната ведь будет не только для этого человека, она будет для всех, кто находится там. Пускай прихожан будет немного, пускай, например, из 50 постояльцев будут ходить всего пять человек. Но это будет важно для них.

– Следующий вопрос я хочу задать по поводу старчества. Когда мы хотим найти духовное знание, хотим найти такого старца, то, в принципе, мы, конечно, понимаем, что это прежде всего должен быть монах. Но может ли таким старцем быть молодой батюшка с прихода?

– Я бы назвал такого человека духовным руководителем. Действительно, старцев очень мало, а нас очень много. Поэтому даже если каждому уделять какое-то время, какое-то внимание, тепло, то жизни не хватит этому пожилому батюшке-монаху всех окормить. Но ведь мы же с вами ходим в храмы, на наших приходах есть священнослужители. К кому-то мы прилепляемся и душой, и сердцем, к кому-то мы ходим на исповедь, с кем-то советуемся. Вот это и есть духовное руководство. Когда у нас есть со-ветчик, это уже полдела, это уже хорошо.

Идеал духовничества, старчества, возникшего именно в монашеской среде, – это более глубокое понимание, чем то, куда пойти, на какую работу устроиться. Там шла совсем иная работа над собой – работа над помыслами. Ученик практически каждый день приходил к своему старцу, исповедовал свои помыслы и получал тем самым освобождение от них. Конечно, мы живем в совсем иное время, нас окружает совсем иной мир.

Поэтому нам лучше не смотреть на длину бороды – хотя говорят, чем больше борода, тем благодать больше. (Смеется.) По таким критериям люди ищут священника, который, так или иначе, будет участвовать в их жизни. Но я говорю: приглядитесь – подойдите к одному, к другому. Не надо бояться смотреть, кто тебе будет более полезен. Есть батюшки действительно строгие, а есть снисходительные. Кто тебе нужен? Здесь тоже зависит от человека. А в нашей среде очень много разных священнослужителей.

– Мы знаем такое выражение – «церковный туризм», когда человек ходит по всем храмам, каждую неделю в новом храме и оправдывает это тем, что он ищет так называемый «свой храм». Как Вы к этому относитесь?

– В любом случае человек ходит в храм, который находится в досягаемости. А если это небольшой поселочек или городок, где всего лишь один приход, то, конечно, ему больше некуда идти. Мы не говорим о Санкт-Петербурге, о Москве, где огромное количество приходов. Но все-таки люди с нормальным духовным настроем быстро находят место, в котором им комфортно, в котором они получают определенную пользу для своей духовной жизни.

Конечно, нельзя оправдывать такое: «туда пошел, там не понравилось, здесь поругался, там батюшка мне что-то не то сказал…» – и человек начинает искать того, чего толком и сам не знает, непонятно, чего он хочет. Поэтому в один храм придите посмотрите, в другой, может быть, в третий, но когда это пятнадцатый или двадцатый храм, здесь уже надо подумать, в правильном ли ты направлении двигаешься. Может быть, действительно надо остановиться и увидеть: то, что тебе нужно, – совсем рядышком.

– Еще вопрос по поводу монашества. Сначала у человека возникает желание. Например, возникло желание стать монахом. С чего вообще это начинается? Каковы первые шаги, которые должен человек совершить? Прийти в монастырь и посоветоваться? Посоветоваться со своим батюшкой? Что здесь нужно делать?

– Господь так устраивает жизнь человека, что все к этому подходит, нет ничего случайного. Но люди, живущие в миру, обременены определенными обязательствами, которые надо выполнить до конца: дети, пожилые родители, которых нужно успокоить. Вот в молитве «Отче наш» есть слова: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Ты должен отдать все долги, все тепло, которое в тебя вложили твои близкие – родители или родственники, которые тебя воспитывали. И, может быть, ты должен теперь позаботиться о той бабушке, твоей родственнице, которая осталась в одиночестве. То есть огромное количество ситуаций.

А монашество – это уже некий новый путь. Недаром в монашестве дается новое имя, начинается совершенно другой распорядок твоей жизни и все прочее. Важно понимать: монашество – это путь покаяния, это всего лишь образ жизни в этом мире. И здесь очень важен, конечно, совет. Важно поговорить со священником, а может быть (как вот у нас в Александро-Невской лавре есть наши духовники – священники, которые ведут прием людей) подойти и поговорить с духовником. А может, он Вас переубедит, скажет: «Это не твой путь, тебе пока не надо сюда».

Потому что это тоже непросто, это путь тернистый. Поверьте, есть духовные радости, а есть еще и скорби, которые, так или иначе, придется пережить, идя по этому пути. «…В терпении вашем стяжите души ваши», – сказал Господь наш Иисус Христос. И это девиз и простого человека, и, конечно, человека, который надевает на себя монашеские одежды и соответственно живет.

– Еще у нас есть такое выражение – «монашество в миру». Что это такое?

– Глеб Борисович, мы с Вами говорим сегодня о важных вещах. Давайте вспомним Оптину пустынь. Ведь расцвет Оптиной пустыни был тогда, когда там появились образованные монахи, которые руководили не только простым народом, который приходил к ним в огромном количестве, а интеллигенцией. Ведь в этот период – середина и конец XIX века, начало ХХ века – высшее общество было практически расцерковленным. Люди практически не верили: нигилизм, атеизм – огромное количество явлений, с которыми нужно было бороться. И вот Господь явил миру Амвросия Оптинского, Льва Оптинского и других святых.

Потом мы видим пример и удивительный путь нашего Иоанна Кронштадтского – человека, который своеобразно окормлял приходящих к нему… Господь в разные времена являет таких людей.

Монашество в миру… Конечно, монах должен быть в монастыре. То есть это идеальное пребывание человека, который удаляется от мира, который теперь, с принятием иноческих обетов, посвящает всю свою жизнь Богу. Но сегодня ведь совершенно иное время, иные опасности, которые, так или иначе, подстерегают нас. И священнослужители, в том числе и монашествующие, должны быть как воины, стоять на страже, защищать свою паству. Помогать, укреплять, вразумлять, молиться, быть вместе. Вот так бы я ответил на этот вопрос.

– Я просто подумал еще: «монашество в миру» – имеется в виду то, как это было,например, в ХХ веке, в особенности во времена гонений, когда люди не могли открыто свою веру показывать. Но вот Вы сказали о заботе не только о родителях. В моем подъезде живет одинокая пожилая женщина, которая нуждается в чьей-то помощи. В результате я понимаю, что «чьей-то» помощи быть не может, она должна быть моей. Я понимаю, что так надо жить.

– Господь добрые дела творит руками человеческими. Если кто-то молится, обращается к своему Создателю, то Господь, конечно, не дает напрямую человеку сразу то, что он просит, Господь все-таки делает это через людей; может быть, не очень заметно для того, кто просит. Я уверен, среди нас есть неравнодушные люди, нельзя сказать, что все настолько жестокие, черствые, что не помогут и не поддержат. Конечно же, когда приходит какая-то беда, то мы видим огромное количество родственников, близких, которые приходят поддержать, помочь.

Конечно, надо обращать внимание на тех, кто живет рядом с нами, проявлять участие. В свое время, когда я совершал свое служение на приходе, мы нечасто это делали, но у нас было такое интересное послушание для прихожан: мы брали 10-15 семей или одиноких людей – шли в социальный отдел и спрашивали: «Подскажите, пожалуйста, кому можно помочь?» Предварительно, конечно, социальные работники обзванивали людей. Мы делали продуктовые наборы, собирали вещи первой необходимости, приходили к этим пожилым людям, просто смотрели в глаза, просто спрашивали: «Как Ваше здоровье? Как Ваши дела?»

Так возникает и общение, и уже этот одинокий человек говорит: «Батюшка, мне бы молитвослов». И так далее. Пускай будут небольшие дела милосердия. Я думаю, что на приходах такое тоже делается, когда заботятся об одиноких прихожанах, когда проявляют милосердие к тем, кому это требуется. И от этого возникает ликование какое-то внутреннее, что ты поделился частичкой себя с кем-то. Чувствуешь удовлетворение и благодаришь Господа: «Господи! Слава Тебе за то, что я сегодня кого-то поддержал, кому-то помог. Этот день прожит мной все-таки не зря».

– Совсем недавно я общался с руководителем движения «Сорок сороков», и он рассказывал о том, что государственные организации часто отказываются помочь человеку, потому что у него нет медицинского полиса или еще чего-нибудь. И в результате только остается помощь православных христиан и людей, которые еще не вошли в церковную ограду, но желают это сделать… 

– Я хочу сказать, потому что это очень важно: нам не пристало говорить о добрых делах. Часто спрашивают: «А что Церковь делает?» На самом деле у нас есть огромное количество организаций, социальных учреждений, которые так или иначе участвуют в жизни людей, попавших в трудные ситуации; для молодых мамочек открывают какие-то центры и прочее, и прочее. Если вы хотите действительно поучаствовать в волонтерском движении, в Церкви есть возможности поучаствовать в добрых делах. Просто не принято говорить: «Посмотрите, какие мы хорошие». Это все делается; кто хочет, тот увидит.

– Тут есть очень интересный аспект. Вы заговорили о волонтерах. Сейчас набирает темпы сообщество волонтеров так называемого «серебряного возраста». «Серебряный возраст» – это понятно, это седые люди, то есть пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Сейчас они действительно становятся во многом опорой Церкви в каких-то делах, потому что понимают нужды людей.

– Для делания добра не существует границ, и возрастных в том числе.

– Совершенно верно. Получается, что можно быть очень пожилым человеком и все равно быть молодым душой. Я хочу, подводя итоги нашей сегодняшней встречи, расставить акценты. Христианская любовь по отношению к близким людям может действительно свернуть горы. И наша старость будет почитаема, если мы будем жить реальной духовной жизнью и будем искать этой же духовной жизни в других людях. Я очень благодарен Вам за сегодняшнюю встречу, отец Филарет, и прошу Вас благословить наших телезрителей.

– Очень хочется, чтобы в нашей жизни было меньше испытаний, каких-нибудь вещей, которые портят нам настроение или приносят страдания. Пускай больше будет добра и милосердия. Потому что Господь есть любовь. Самое главное, берегите себя, берегите свою жизнь и близких, которые находятся рядом с вами.

– Очень хорошие слова Вы сказали, не просто слова. Каждый из нас может сделать много добрых дел. И, конечно же, я прошу наших дорогих телезрителей жертвовать на телеканал «Союз», потому что здесь мы можем многое сделать для того, чтобы помочь людям, которые находятся в сложных жизненных ситуациях. В этом случае вы действительно будете проявлять свою любовь, в том числе и к пожилым людям.

Ведущий  Глеб Ильинский
Записал Игорь Лунёв

Беседы с батюшкой. Уважение к старости. Старчество

Беседы с батюшкой. Вера

На главную страницу сайта - Семья и Вера