Почему подростков мало в церкви?

Когда я захожу в церковь, вижу много пожилых людей, молодежи и детей, а подростков очень мало. С чем это связано?

Я бы сказал, что у подростков есть момент отрицания. В период их взросления это вполне нормально, подросток начинает заявлять о себе, – отвечает директор воскресной школы иеромонах Корнилий (Морозов). – Если до этого, когда мы зовем его в храм, он идет, то в подростковый период подросток начинает говорить, что он – личность, что у него есть свои какие-то убеждения, суждения, которые для нас, взрослых, кажутся вымышленными.

Вот идешь в музей, стоят подростки возле картин какого-нибудь художника (Репина или Шишкина) и говорят: «Да я так же могу!» У подростков критика всего, что они видят. С другой стороны, есть неумение удержать подростков в храмах. Вообще это большая проблема. Здесь мы, кстати, сталкиваемся еще с одной проблемой, и до революции уже писали об этом: законоучительные предметы нельзя преподавать как науку. Я тоже в этом убежден.

Почему происходит так, что подросток уходит из храма? С одной стороны, преподаватель должен обладать определенным даром, чтобы передавать свою веру… У нас, особенно в 90-е годы, было такое суждение (по Некрасову): «Сейте разумное, доброе, вечное». И мы все думали, что по притче о сеятеле надо сеять семена. Но притча говорит: одно семя не проросло, потому что почва была слишком каменистая, второе семя было задавлено тернием, третье унесено птицами. А почему иное семя проросло и принесло плод сторицею? Потому, что была земля хорошая (добрая). Но никто не задает вопрос о том, какими должны быть свойства этой земли, чтобы семя в ней проросло. То есть что должно быть, чтобы из этого семени произошел добрый плод. И вот то, что мы (перефразирую) и катехизировали, и миссионерствовали в 90-е годы как умели, привело к тому, что сейчас у нас нет, может быть, этих подростков в том количестве, в каком они должны бы быть.

С другой стороны, я вспоминаю свой опыт, связанный не с законоучительством, а с литературой. Нам какое-то время в школе преподавали литературу, и мы ее не любили всем классом, потому что приходилось заучивать какие-то тексты, читать какие-то  непонятные произведения. В конечном итоге учитель сменился, и мы всем классом полюбили литературу, потому что учитель умела заразить нас произведением, чтением, своей личностью, своей харизмой. И еще большее удивление у меня было тогда, когда я узнал, что учителя (до нашего любимого учителя по литературе) всё делали по ее методичкам, по тем методикам, которые она писала, так как она была кандидатом филологических наук, работала в академии постдипломного педагогического образования. То есть как она учила, так они всё и исполняли. Но нас абсолютно это не зажигало до появления непосредственно ее самой в нашей школе, когда она пришла и начала работать. На самом деле личность педагога, его талант, его внутренний духовный дар, который он может (или не может) передать подросткам, играют колоссальную роль.

Как распознать грех лицемерия?

Как распознать грех лицемерия?