Как вы относитесь к рок-музыке?
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин)
Отрицательно отношусь к рок-музыке. Она не созидает духовное устроение человека. Она не привносит мир в человеческую душу. Всякая музыка душевна, скажем так. Даже когда замечательный церковный хор поет песнопения партесные, все равно здесь существует некая душевность, некая, так сказать, страстность в той или иной степени, в меньшей, конечно же, чем во многих других произведениях музыкального искусства. Вот почему древние русские гласы, перешедшие к нам из Византии, особенно знаменный распев, как можно более отделяются от этой страстной человеческой природы. Ну а уж что касается рок-музыки, то это, конечно, разрушительное явление XX века. Хотя говорят, что есть какие-то рок-музыканты верующие, православные. Может быть, кто-то и через это приходит к вере…
Однако случается, что в православных семьях ребенок заболевает пристрастием к рок-музыке. Поэтому родителям надо понимать, что душевную нишу в жизни человека чем-то надо тоже заполнять. Человек состоит из духа, души и тела. Растят детей — дух питают молитвами, чтением слова Божия, познанием, так сказать воли Божией, хождением в Церковь… Тело тоже питают, одевают… А вот душевную часть оставляют на произвол, так сказать, «мира сего». И что читают ваши дети, какую художественную литературу, какую музыку слушают — это считается чем-то второстепенным. Однако второстепенного в жизни человеческой, тем более в жизни ребенка, не существует. И это происходит сплошь и рядом в наших православных семьях — молодые люди культурно не образованы, культурно не воспитаны. Они знают жития святых, они знают наизусть утренние и вечерние молитвы — все это хорошо. Но когда у них в определенном возрасте возникает потребность в душевной, а не в духовной, жизни, то родители порой ничего им предложить не могут: «Художественная литература? Да нет, этого не надо, вот лучше жития святых почитай». Тогда читают дети православных родителей то, что попадается на глаза — далеко не Достоевского, Пушкина или Гоголя, слушают то, что слушают их сверстники — далеко не Чайковского, Глинку или Баха, посещают далеко не Третьяковскую галерею, Пушкинский или Русский музеи…
Да, конечно, надо жития святых читать, надо святых отцов почитать, надо православные песнопения слушать. Но это для духа. А для души тоже же нужна пища, как и для тела нужна. И вот здесь нужно с разумом, с рассуждением, посоветовавшись со священником, но обязательно давать эту душевную пищу: и художественную литературу, и изобразительное искусство, и музыку, но все это в преломлении православного мировоззрения, миросозерцания. Если есть потребность, то надо давать хорошую, качественную пищу, иначе на помойке найдут, и отравятся, и будут болеть, и будете сами потом мучиться.
О ИСКУССТВЕ. Телепередача “Слово пастыря”
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Случайно прочитала эту статью. Данная позиция мне всегда была непонятна, т.к. рок-музыка действительно очень разнообразна. Есть в ней устрашающие безбожные “экземпляры” в большом количестве, но есть и очень доброжелательные, с хорошими интересными стихами ( патриотичными, религиозными или философскими) и без главного акцента на бас-гитару.
Более того, если сравнивать некоторые образцы (далеко не любые, конечно!) рок-музыки с обнаженными поп-исполнительницами без голосов из телевизора, то сравнение будет явно не в пользу последних. Что касается молодежи, то вполне логично, то юное поколение порой выбирает рок-музыку как протест против того наипошлейшего “попа”, который навязывают одноклассники.
Но я полагаю, что Батюшки по роду деятельности вовсе не обязаны разбираться в таких тонкостях рок-музыки, а потому для общего мнения достаточно каких-то поверхностных сведений о нашумевших артистах. И вот для общего мнения вполне достаточно знать, что не стоит носить косухи, “долбиться” бездумно под жесткие аккорды и кричать слишком громко – тут 1000% правда, от этого стоит оградить себя и детей!
Но если не гитара, а аккордеон – не рок уже разве?