Добрый день, дорогие посетители Православного островка!
Предлагаем к просмотру очень трогательный и добрый фильм о юродивой матушке Алипии (в миру ее звали Агапия Тихоновна Авдеева), проживавшей в конце XX-го века вблизи Свято-Покровской Голосеевской пустыни.
О жизни монахини Алипии сохранилось крайне мало документальных материалов. Но свидетельств ее великого подвига осталось не просто огромное количество: с каждым днем, с каждой минутой их становится все больше и больше, потому что запечатлены они не только при жизни, но и после земной кончины матушки.
И не на тленной пленке или бумаге, а в сердцах и душах тысяч людей, которые не на словах или в теории, а самым непосредственным образом на себе испытали силу ее молитвы и искренней, широчайшей и бескорыстной христианской любви к человечеству, к людям, ко всем нам… Очевидцы говорят также, что ей довелось побывать в фашистских концлагерях. Сидя за колючей проволокой, она так истово молилась за остальных узников, что десятки из них вышли из застенков незамеченными охраной и собаками. За каждого спасенного у монахини прибавлялся металлический ключик, связку которых она носила на шее. Говорили, что от тяжести этих ключей на шее Алипии образовывались незаживающие раны. Также известны её пророчества о грядущем расколе в Украинской православной церкви.
Матушка Алипия – путь мудрости
«Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21).
«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 25).
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27).
Христианство утверждает, что в корне всей греховной природы человека стоит его гордость. Именно благодаря ей мир стал двуполярным. Благодаря, в первую очередь, гордости легион сил бесплотных стал по другую сторону добра. В основе своего прогресса мир имеет стремление людей к славе, владычеству и превосходству. Стремительно развивающийся социум диктует свои правила соответствия, в которых все меньше и меньше остается места человеку первозданному, тем фундаментальным основам, из которых складывается исконная сущность человечества.
«Смирись, гордый человек, и познаешь что такое свобода, ибо сделаешься свободным…»
Ф.М. Достоевский
В середине 1970-х по территории атеистичного Советского Союза начала распространяться информация о том, что где-то в Киеве обитает не совсем обыкновенная женщина. Она не называет себя врачом, но все большее и большее количество людей с ее помощью избавляется от болезней, перед которыми зачастую была бессильна официальная медицина. Она не называет себя праведницей, но перед ее очевидной духовной чистотой склоняли головы. Она не называет себя прорицательницей, но десяткам людей было открыто то, что хранится под замком времени. Во время тотальной борьбы с религией и теологией эта информация расходилась преимущественно на уровне слухов. Но и этого было достаточно, чтобы в Киев устремлялись сотни, тысячи людей в год, которые отчаялись искать ответы на свои вопросы.
В народе называли ее просто матушкой Алипией. И то, что получали люди в результате общения с ней, поражало. Официальная медицина молча разводила руками. Зачастую медики и сами искали встречи с матушкой, чтобы излечить свои хвори. И результаты визитов к ней удивляли не меньше, чем ее бескорыстие. Она никогда не брала платы ни с богатых, ни с бедных. Она никогда не имела, как сейчас принято говорить, прайс-листов. Единственное, к чему она призывала – это к вере и молитве. Более того, она никогда не называла себя причастной к тем необъяснимым явлениям, которые у нее получались. В то время, когда о Боге было принято молчать под страхом наказаний, она только и говорила об этом слове. Скорее, она жила этим словом, как внутренне, так и внешне.
Первое, что бросалось в глаза людям непосвященным, а таких было чуть ли ни большинство, так это странный вид матушки. Буквально во всем к ней можно было применить термин «странная». Она очень строго относилась к тому, чтобы ее не снимали ни на фото, ни на видео, чем и объясняется практически полное отсутствие видеоматериалов. Все, чем мы располагаем – это пара фотографий и уникальное видео, а точнее старенькая кинопленка, на которую совершенно случайно руками детей было снято несколько секунд матушки.
Также удивлял ее необыкновенный акцент и стиль общения, который сводился, в основном, к метафорам и иносказанию. Женского рода в ее речи не было вообще. И мужчин и женщин в равной степени она называла «он». Она часто любила повышать голос, но делала это, обращаясь не к людям, а куда-то в строну, словно, кроме ее и людей рядом находился еще кто-то.
То же и в быту. Сказать, что ее одежда была простой – не сказать ничего. Старенькое, местами изношенное пальто, такая же старенькая меховая шапочка. На первый взгляд она мало чем отличалась от нищих, которые приходили на паперть. Но приближаясь, становилось ясно, что это невероятно опрятный и чистый человек. Жилище, в котором ей приходилось обитать, было крайне бедным. Очень странная кровать, заложенная мешочками, узелками и прочими вещами, печь «буржуйка» и минимум старенькой мебели. Все было странным. Но, опять же – всегда чистым и ухоженным.
Не менее загадочным был и образ жизни матушки. Утро у нее наступало примерно в 3 часа. Нескончаемый поток людей был для нее обычным. Каждому она находила время и слово. При этом по свидетельству очевидцев, ей часто незачем было раскрывать свои проблемы. Она вроде как заранее знала, с чем к ней пришли. Затем матушка практически никогда не пропускала службы в храме. Она всегда ходила с кошелкой еды: в храм – для панихиды, из храма – для гостей, посетителей и домашних животных. Ее наблюдали тысячи людей в Киеве, но только единицы представляли себе, с кем же они на самом деле имеют дело.
Она встречала как благоговейное отношение к себе, так и наоборот – гонения и издевательства. Но о ее терпении ходила молва. При всей своей простоте, матушка оставляла тысячи загадок, от своего прошлого до своего настоящего. Неискушенное церковной терминологией ухо советского гражданина все больше и больше встречалось с термином «блаженная», «Христа ради юродивая».
Подвиг этого «подразделения» (юродивых) был одним из самых трудных и малопонятных. Его не с чем сравнивать. Слово «юродивый» переводится, как «сумасшедший», а отношение к этому общества всегда было, мягко говоря, специфичным. О первых примерах юродства упоминается еще в библейском Ветхом Завете – пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль. И очевидно, что история христианства в каждой эпохе была отмечена каким-либо выдающимся подвижником в этой области. Одни имена известны больше, другие – меньше. Но, тем не менее, юродство является очень большой редкостью даже в такой богатой истории, как Православие.
Действительно, эти люди отвергают все. Все мыслимые блага жизни, включая даже самые минимальные. Начиная от одежды, питания, сна и жилища, заканчивая поведением, стереотипами, статусами и, самое главное, – внешним разумом. Они всегда неизвестны, всегда и всем чужие, они отстранены от всего мирского. И это становится тем более загадочным, когда очевидно, что это всего лишь маска, полностью скрывающая внутреннюю неимоверную силу духа.
Здравствуйте! 18 мая день памяти Матушки Алипии, перенесение мощей.Слава Богу, что узнала про дорогую родную Матушку Алипию. Стала очень дорога.Матушка Алипия еще не причислена к лику святых, но помощь по ее молитвам неисчислима.И Святые и такие как Матушка Алипия не случайно появляются в нашей жизни, это наши друзья, которые помогают своими молитвами по жизни.
Желаю мирного духа,храни Вас Господь.
Большое спасибо за фильм! Храни Вас всех Господь!!!
Во славу Божию!
И Вы будьте хранимы Богом!