Должен ли мужчина хранить целомудрие до брака?
На данный вопрос отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Девство должны сохранить до брака как невеста, так и жених. Священное Писание определяет блуд (плотские отношения вне брака) как непотребство, равно запрещенное как женщинам, так и мужчинам. Блудники и блудницы не допускались среди народа Божия: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор. 23: 17). Блудника в библейские времена сравнивали с псом: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).
В Новом Завете блуд назван среди тех смертных грехов, которые лишают человека вечной жизни: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).
Библейский взгляд на блудников и блудниц как на нравственно нечистых усвоен был святыми отцами. Определяя многолетнее наказание за блуд, составители канонов не различают мужчин и женщин. Вина и наказание равные. «Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению» (Василий Великий, святитель. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1901. Ч. 4. С. 147). Согласно 59-му правилу святителя Василия Великого: «Блудник семь лет да не причастится святых таин: два года да плачет, два да слушает, два да припадает и один год да стоит только с верными, в восьмой допущен будет до святого причастия» (Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. 2. С. 438).
В святоотеческих творениях есть еще одна особенность: в них подробно говорится о том, насколько блуд является опасным для нравственного здоровья. Он, как сильный яд, отравляет духовный организм, оскверняет весь его состав: «Всякое рабство греху бесславно, ибо бесчестит благородство души; но блудодей есть самый бесславный раб греха, ибо, осужденный им выгребать свои нечистоты, он собирает кучи скверн и исправляет нечистую работу. Не гнусно ли ходить около нечистот, тереться около предметов постыдных, иметь тело, не отличающееся от рубища? Ибо какое различие между рубищем и блудодеем? Он отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением — греховными удовольствиями, отбрасывается, как ненужное рубище, лежит на попрание всем демонам. На нем диавол отпечатлевает свою гнилость. Внешнее положение блудника не менее дурно, как и внутреннее состояние. От него бегут в домах, отвращаются в собраниях; он оскорбление для сближающихся с ним, предмет презрения для враждебных ему, позор для родственников; его проклинают служители, он печаль родителям, посмешище для домашних, предмет для смеха и разговора соседям; его отвергают при попытках жениться; после брака он подозрительный супруг. Видя блудодеяние матерью такого множества зол, <апостол> Павел заповедует победительное бегство: бегайте блудодеяния (см.: 1 Кор. 6: 18)» (Григорий Нисский , святитель. Творения. М., 1865. Ч. 7. С. 453).
Читайте также: Советы венчающимся
<< На главную страницу На рубрику – “Жених и Невеста” >>
Здравствуйте, батюшка.
3 месяца назад вышла замуж. С мужем знакомы 1 год, из которых больше половины, жили в блуде. Он и я верующие, поэтому собирались пожениться, но много ругались, поэтому откладывали.
С детства единственно что хотела, это иметь свою семью. Воспитывалась в полной семье, где родители жили со свекровью, но мама всегда была с краю нашей семьи, а не бабушка. Дядя-крестный в детстве водил в храм, но во взрослом возрасте особо не ходила, хотя основы веры и молитвы знала.
Пытаясь сложить семью, каждый раз знакомясь, я думала, ну вот теперь это мой муж и я должна все терпеть и смиряться, и позволяла совершатся блуду. Так было 2 мужчины. С первым 3 года поддерживали отношения, потом он пропал на месяц, не выходил на связь. Я искала, боялась за него, а потом отчаялась и поняла что не нужна. Познакомилась с другим. Он был обижен моей жизнью до него, но сам к браку и детям не стремился, откладывая его на долгий срок, до знакомства имел множество связей с женщинами. Прожила с ним 5 лет как с мужем. Надеялась на брак и детей с изменением его жизненных целей. Долготерпела и смиряла себя, хотя и не всегда это получалось, но очень старалась. Понимала что поступаю грешно, но сил не было, чтобы разрушить такое положение. С ним много раз говорила, что живем в грехе, но он не соглашался на брак. Потом я стала ходить в церковь и просить у Господа дать мне сил. И с Божьей помощью это закончилось. Думала он одумается, молилась за него и себя, но с Верху распорядилось иначе. Он почти сразу завязал очередную связь. Исповедалась, просила у Бога прощения за свои грехи и чтоб отмыл мою душу от грязи многолетней. Мне стало так легко и радостно на душе и Господь послал мне встречу.
Через месяц я познакомилась с будущим мужем. К сожалению, он знал о моей жизни во всех подробностях и я ему сама все рассказала. Он очень переживал и расстраивался за меня и за себя. До меня связи и блуд с женщинами у него были, но семейной жизнью он не жил.
Его также очень обижает моя прошлая жизнь. И он говорит, если я не изменюсь, то наш брак обречен. Все время унижает и обзывает, иногда распускает руки, по этой же причине.
Я не очень его понимаю, как я должна измениться. Очень стараюсь делать все что полагается хорошей жене.
Внутри меня есть непонимание, почему мужчины считают что им больше позволено блудить с другими женщинами, чем женщинам? Это же никому не позволено. И одинаково перед Богом отвечаем, по тяжести своих грехов. Боюсь что во мне говорит бесовский голос, самооправдание и гордыня. Всех на кого была обижена, простила, кого осуждала, прощение просила. Но понять все не могу, что со мной не так, раз уже второй человек такое говорит.
Простите, что отвлекаю своими рассуждениями. Духовного наставника не имею, с родными такой вопрос стараюсь теперь не обсуждать, чтоб не навлечь ссору на семью. К какому батюшке идти на беседу, не знаю. На исповеди была не раз, у разных батюшек в разных церквях, и легче становилось, но не отвлекаю на свои рассуждения в такой момент.
Здравствуйте, Анна!
Были грехи, были падения, но это позади, назад смотреть не надо. Нужно устремиться вперёд, к Богу! А что нужно для этого? Прежде всего жертвенность. Как Господь некогда отдал за нас Свою жизнь, так и мы должны ради сохранения семьи, ради наших близких крепко потрудиться, решительно отрешиться от грехов. Это нелегко, но все возможно с Богом! Пока Ваш муж не готов смиряться, каяться. Но Вы уже положили начало своему покаянию. Потихоньку, маленькими шажками может быть исправим себя, и начнут меняться родственники.
Но перемены начинаются, когда человек смотрит на себя, а не на других. Муж видя Ваше смирение потихоньку и сам покается, изменится. С Богом!
Здравствуйте, батюшка. Может ли церковь считать целомудренным юношу, если он ещё не знал девушки (хранит себя для единственной, для брака), но который порабощен грехом малакии и частыми похотливыми мыслями?
Здравствуйте, Валерий!
Целомудренным можно назвать юношу, который чистый от похотливых мыслей и не порабощен блудными грехами и страстями. Само слово означает, что человек целостно сморит на другого человека, не на его конкретные части тела, которые его возбуждают, а на всего человека в целом, где преобладает духовная сторона человека, его душа. Только те люди достигают целомудрия, которые защищают себя от блудных и скверных мыслей, которые сами духовно совершенствуются и в других людях видят хорошие, добрые качества, смотрят на человека, как на подобие Божие. Про того юношу, которого описали Вы, можно сказать, что ему можно достичь целомудренного состояния, если он будет часто исповедоваться, причащаться, оградит себя от просмотров плохих фотографий и видеороликов и всецело погрузиться в изучение Закона Божия, в чтении Библии и в совершении добрых дел.
С Богом!