Что есть моя воля и воля Божия?
Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:17). Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos — вместе действующий). Мы не можем спастись без Божией благодати (подается она только тому, кто поступает по воли Божией). Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих.
Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией. Сделать это невозможно, не отсекая свою волю. Здесь и начинается самое трудное. Человек (особенно современный), имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей (от самый грубых у одних, до утонченных и завуалированных — у других). Сколько придумано софизмов и составлено мнимых теорий, чтобы защитить и сохранить свою искаженную грехом волю! Мы вступили в полосу удручающего нравственного оскудения. Нет такого вида порока и греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями как права человека и свобода. Современный человек настолько расслаблен и настолько уклонился от нормального духовного состояния, что для него является болезненной даже слабая попытка помочь ему исправиться.
Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле? Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык как добрый плод появляется и созревает по мере духовного совершенства человека. Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему. Если исчезло в нас себялюбие и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так со всеми добродетелями. Преп. Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, «если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию» (Преп. Симеон Новый Богослов). В богатой сокровищнице 17-векового опыта монашества есть много доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример — преп. Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги. «Не в видимых пустынях и горах пребывал он и не полагал великим иметь власть над дикими зверями, но он возлюбил душевную пустыню и желал приблизиться к горам вечным, дивно просвещающим, и наступать на душегубительные главы мысленных змей и скорпионов. Сих вечных гор он вскоре и сподобился достигнуть, с помощью Христовою, страдальческим отсечением своей воли; а отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя лёгким и спасительное и благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения — смирению, и принятую от святых старцев заповедь: «будь милостив и кроток» исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями. Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: «достигший отсечения своей воли достиг места покоя». Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).
иеромонах Иов (Гумеров)
<< Духовное чтение На главную страницу >>
Да,надо во главу угла ставить волю и промысл Божий во всём.Но как же это трудно,особенно если дело касается здоровья детей.
У дочи с рождения больна ножка,сначало было просто пятно на ягодичке(ангиодисплазия)потом стали видны венки на этой ноге,потом образовались уплотнения на икроножной мышце.
Сама я верующая,получила образование в Тобольской духовной семинарии на регенском отделении,давно работаю в храме,но жизнь моя так далека от веры,нет в ней плодов добрых,одни грехи и те исповедаю не часто,да и без должного покачнного чувства.
Я понимаю что Господь через болезнь дочери зовет меня к Себе.
Узнаа что наш диагноз не так прост,стала дома молиться,хотя до этого очень редко.По началу ревела белугой и взывала в Пресвятой Богородице,Святой Блаженной Матроне.Без ответа.Мне было трудно не поддаться греховной мысли бросить свои молитвы,что я не нужна Богу,Матери Божьей,Матроне.Стала черпать из вашего сайта информацию важную для моего укрепления в вере,в промысле Божием,купила книжечки духовного содержания.
Молюсь и Матери Божией и Матроне уже около месяца,с сайта заказала масличко от Матроны,мажу доче ножку маслом несколько раз в день,но результатов нет.Хотя есть-ухудшений нет,а могли бы быть. По крайней мере визуально не вижу.
И все обидно как то,когда читаешь здесь как Матушка Матрона помогает людям,подчас мгновенно,а нам с дочей нет.Я уже и на исповедь сходила,покаялась в грехах которые,как поняла тянут меня вниз. Знаю,что нельзя обижаться, роптать на Бога,но так трудно отпустить ситуацию,нет не саму ситуацию,а отношение к ней.Боюсь,а вдруг воля Божья на то,что девочка моя будет в коляске с такой ножкой?Как это принять с покорностью,пока мне это трудно.
Утешаюсь, что если молиться,исповедоватся,Причащатся,бороться с собой,со своим я и всеми силами пытаться положиться на волю Господа, Он исполнит просьбу молящагося и даст ещё сверх во утешенье.Но как понять в каком направлении идти,что я делаю не так,раз Господь не спешит и Божья Матерь.Ведь люди что прибегают к помощи Царице Небесной и Святым и тут же получают утешения,такие же как и я грешные.Видимо,говорю я себе,я пока не достойна,те люди в чем то лучше меня.
Представляю себя в конце очереди и люди приходят и становятся в перед меня и отходят с дарами,а я как стояла в самом конце,так там и прибываю по ныне.