Мученица Цецилия и иже с нею пострадавшиеМученица Цецилия и иже с нею пострадавшие

Цецилия родилась в Риме в богатой языческой семье, но услышав о Господе Иисусе Христе, уверовала в Него, возгорелась к Нему Божественной любовью и всю себя посвятила служению единому Богу. Однако родители решили насильно выдать Цецилию замуж за знатного юношу, язычника Валериана. Цецилия не могла им противиться, но и не хотела стать женой язычника. Она стала со слезами просить Бога о помощи, и Он ей послал в защитники ангела. Цецилия сказала об этом своему жениху. Валериан удивился, и испугался, и попросил показать ему ангела.

─ Ты не можешь его видеть, — отвечала Цецилия, — потому что не знаешь истинного Бога.

─ Что же мне делать? — спросил Валериан, и Цецилия направила его к епископу, святому Урвану, который его наставил в истинной вере и крестил.

Возвратившись домой, Валериан застал святую Цецилию молящейся, а при ней — ангела Божия, светлого и неизреченно прекрасного. Ангел держал два венца, сплетенные из белых лилий и красных роз, дивно благоухающих. Один он надел на Цецилию, а другой — на Валериана, говоря:

─ Сохраните эти венцы, сохраняя чистоту сердца. Я принес их из Божия рая, они никогда не увянут и не перестанут благоухать, и никто, кроме любящих, подобно вам, чистоту, не может увидеть их.

Тогда Валериан сказал:

─ О ангел Божий! У меня есть возлюбленный брат Тивуртий, не знающий о Иисусе Христе, поклоняющийся бездушным идолам. Помолись о нем Господу, чтобы Он избавил моего брата от власти диавола и вечной смерти.

─ Богу угодно твое прошение, — радостно сказал ангел, — Он исполнит его и спасет твоего брата Тивуртия через тебя, как тебя спас через святую Цецилию.

После этого ангел стал невидим, а Валериан и Цецилия радовались о Христе и проводили время в душеполезных беседах. Брат Валериана Тивуртий часто навещал их и из разговоров святых познал истинное учение о Боге, он уверовал во Христа и воспламенился к Нему любовью. Блаженный епископ Урван крестил его, как прежде крестил Валериана, и Тивуртий сподобился такой благодати, что видел святых ангелов и беседовал с ними.

Новопросвещенные братья совершали много чудес, исцеляя больных, а свое богатство отдали на добрые дела: помогали бедным, сиротам и вдовам; выкупали из темниц узников и с честью погребали тела святых мучеников за Христа, которых в то время было множество.

Когда об этом узнал градоначальник Алмах, он немедленно велел схватить Валериана и Тивуртия и сначала уговаривал их принести жертвы идолам. Святые же благовествовали Алмаху о Господе Иисусе Христе, но он не уверовал и велел избить их палками. Братья мужественно перенесли эту муку и были приговорены к смерти.

На казнь их сопровождал отряд воинов во главе с важным чиновником Максимом. Видя молодость и мужество мучеников, он воскликнул:

─ О прекрасные и благородные юноши! Почему вы так спешите на смерть, как будто на великий праздник?

Если бы мы, — ответил Тивуртий, — не знали наверное о вечной жизни, ожидающей нас после этой смерти, то, конечно, не радовались бы так.

─ Что же это за будущая жизнь? — спросил Максим. Тивуртий ответил:

─ Как тело облекается в одежды, так душа покрывается телом; по смерти плоть обратится в прах, хотя и оживет, когда придет время. А душа, если праведна перед Богом, немедленно по смерти тела возносится в райские обители и там, пребывая в радости, ожидает всеобщего воскресения.

Слыша эти и другие духоносные слова святых братьев Тивуртия и Валериана, Максим изменился душой и уверовал во Христа. Он отвел мучеников в свой дом, где святые продолжили проповедь, так что крестились Максим со всеми домашними и многие из воинов.

После этого Валериан и Тивуртий в сопровождении Максима и воинов отправились на место казни. Когда они проходили мимо храма языческого бога Юпитера, жрецы его стали требовать от святых принести жертву идолам, но они не послушались жрецов и обличили их в злочестии. За это Валериану и Тивуртию тотчас отрубили головы. А Максиму было видение ангелов Божиих, сияющих подобно солнцу, которые вывели души святых из их тел и возвели к небесам. Он об этом во всеуслышание засвидетельствовал, и многие из язычников уверовали во Христа.

Узнав о случившемся, градоначальник Алмах приказал забить святого Максима толстыми прутьями до смерти. Его тело взяла святая Цецилия и похоронила вместе с телами мучеников Валериана и Тивуртия.

После этого и она была схвачена и приведена к градоначальнику, который, услышав от праведницы, что она готова умереть за Христа, повелел уморить ее в чрезмерно натопленной бане. Три дня и три ночи провела там Цецилия в жару и в дыму, но Божия благодать оживляла и прохлаждала ее. Тогда злочестивый Алмах повелел отрубить ей голову. Палач три раза ударил мечом по шее Цецилии, но не смог отсечь головы и, оставив святую израненной, ушел. После этого она прожила еще три дня, утверждая окружавших ее христиан в вере, и во время молитвы предала дух свой Богу. Аминь.

 << На главную страницу                         Непридуманные истории >>