Почему так трудно молиться современному человеку?

Почему так трудно молиться современному человеку?

Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта «Семья и Вера»!

Предлагаем затронуть интересную и очень даже актуальную тему — о молитве и современности.

Любое чудо, любая истинная радость — это плод искренней молитвы к Богу!

Но как научиться искренне молиться, когда вокруг нас столько соблазнов? Как сосредоточиться на Вечности, если уже здесь — на земле, можно вкусить «Рай»?

Этим же вопросом задалась О. Петрова из города Тихвина.

─ Батюшка,─ обращается она к о. Александру Шаргунову, ─ почему так трудно научиться молиться современному человеку? Почему так трудно ему слушать Евангелие? Я понимаю, что это всегда было непросто. Но в наше время, как Вы сами писали в одной статье, даже если бы по всем программам радио и телевидения звучало одно Евангелие и толкования его, это, наверное, было бы похоже на сеяние при дороге из известной евангельской притчи.

─ Один знакомый рассказывал мне, ─ отвечает о. Александр, ─ как в купе поезда его сосед всю дорогу спал под включенное на всю громкость радио. А когда, не выдержав, выключал его, тот немедленно просыпался, бросался, не понимая, что происходит, к приемнику, включал и снова спокойно засыпал. Почему иные «новые русские» строят свои коттеджи рядом с шоссе, где круглосуточный рев машин? Почему миллионы людей, приходя с работы, тотчас включают телевизор, сидят перед ним всей семьей за обедом и занимаются под его сопровождение домашними делами?

Мы оглушены тысячью шумов. Если бы только механических! Каждого из нас обступает совне непрерывный поток слов, слухов, звуков, криков, которые оглушают нас и днем, и ночью. Более того, каждый из нас внутри себя осаждаем непрестанной болтовней мира, бесконечно бессмысленной, оглушающей и губящей нас.

Почему это происходит? Человек, который в соответствии с требованиями господствующей культуры исключил из своих мыслей Бога Живого, присутствие Которого наполняет все, не может переносить тишины и молчания. Оттого что он привык жить у края бездны небытия, в его восприятии молчание, тишина — устрашающий знак пустоты. Всякий шум, даже если он в высшей степени мешает ему и неотступно преследует его, кажется ему более приятным. Слова, даже самые пошлые и грязные, для него — избавление от скуки. Все предпочтительно — только бы не встать там, где царствует тишина и молчание, перед безжалостным ужасом небытия.

Почему так трудно научиться молиться современному человеку? Почему так трудно ему слушать Евангелие? Потому что требуется мужество, чтобы войти в глубину молчания и тишины. Но мы знаем, что всегда возможно, если только мы этого пожелаем, обеспечить хотя бы самые малые оазисы молчания среди любой суеты наших каждодневных дел, самых изнурительных и самых напряженных. Пусть это будут очень краткие, но очень важные остановки, потому что здесь мы сможем осознать себя, увидеть — где мы и кто мы. Быть способным жить, хотя бы немного, внутренним молчанием — характеризует подлинно верующего человека. И только это может вырвать из мира неверия. А не льстивое угождение вкусам тех, кто оглушает себя наркотическими тяжелыми ритмами из-за страха остаться наедине с тишиной.

Молитва рождается из тайны самого человека. Каждый человек приглашается услышать в молчании и благоговении призыв быть личностью, которая предстоит перед Личным Богом, никогда не перестающим звать нас Своим Словом. Мы нуждаемся в том, чтобы войти в себя, услышать в глубине своего сердца это Слово, мужественно увидеть в себе то, что без конца замутняет нашу радость, и исполниться решимости начать новую жизнь, предавая все заботе Господа — Единственного, Кто может исцелить нас. Те, кто знает, что значит молчание с Богом, пребывание со Христом, говорят: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс. 26, 1). И мы можем спросить себя: откуда это нам? Как приходит к нам эта сила, эта простота, эта мудрость? Жизнь дается человеку для того, чтобы он научился слушать Слово и исполняться доверия Ему, преодолевающему все трудности нашей жизни и нашу смерть.

 << На главную страницу                                  Вопросы священнику >>