Христианское отношение к богатству. Церковь и мир

Добрый день, дорогие посетители нашего православного островка «Семья и Вера»!

Часто можно услышать суждение о том, что православные — это люди, которые живут в бедности и не признают богатства.
Конечно же, эти суждения неправильные. Из истории христианства можно увидеть в разные времена (с 1 века и по нынешний 21 век) много богатых верующих людей.

Так каково же отношение Церкви к богатству? Давайте узнаем из передачи «Церковь и мир» у митрополита Иллариона.

Ведущий. Владыка, сегодня я хочу попросить вас по многочисленным просьбам наших зрителей поговорить на такую животрепещущую тему, как тема богатства. И первый вопрос, который я вам адресую, – что в отношении богатства все-таки должно быть основополагающим у православного христианина, у верующего человека?

Митрополит Илларион. Вот я думаю, прежде чем говорить на эту тему, давайте посмотрим материал, который у нас подготовлен.

 

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф. 19:16-24)

 

Ведущий. Владыка, ну в итоге, при напоминании этой Евангельской истории возникает много недоумения, я думаю, у наших зрителей. Получается, всякий, кто не раздал все, что он имеет, и не пошел в том или ином смысле за Христом, он не может считаться христианином, не живет по Евангелию?

Митрополит Илларион. Здесь есть одно важное уточнение, которое сделал сам Христос. Он сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною». Речь идет о некой высшей степени совершенства, о том пути, по которому шли, например, монахи на протяжении веков. Ведь никто не говорит, что монашество является нормой. И никто даже не говорит, что монашество является идеалом для каждого христианина. Монашество является особым путем для тех людей, которые захотели быть совершенными, и которые добровольно отказываются от богатства, от многих других вещей, доступных обычным людям. Но Христос не говорит, что богатство само по себе является препятствием ко спасению. Также как Он нигде не говорит о том, что бедность сама по себе ведет человека ко спасению.

И есть много других случаев, когда, может быть, акценты расставляются несколько по иному в Евангелии. Например, Господь посещает мытаря Закхея. И Закхей в радости говорит: «Господи, я пол имения своего отдам нищим». И Господь говорит: «Сегодня пришло спасение этому дому». Ведь он не сказал «я все свое имение отдам нищим». Он сказал «я пол имения отдам». Значит, пол имения он сохраняет. И, тем не менее, Господь приветствует это его доброе намерение.

Поэтому речь здесь идет, я думаю, не о богатстве как таковом, а о том, как человек распоряжается своим богатством. И вот если человек все накапливает только для себя и не делится с бедными, тогда, конечно, это греховное накопление богатства. А если он употребляет свое материальное состояние для того, чтобы помогать другим людям, то тем самым он делает добро. И тем самым он открывает для себя путь в Царство Небесное.

Ведущий. А вот часто люди размышляют: а можно ли стремиться быть состоятельным, богатым, ставить это некоторой целью, но для того, чтобы распоряжаться потом своим богатством в благих целях, в целях милосердия, благотворительности и так далее?

Митрополит Илларион. Есть профессии, которые требуют того, чтобы человек стремился стать более богатым. Ну, например, бизнес. Если человек в бизнесе, а при этом он не стремится к тому, чтобы зарабатывать больше денег, то это просто будет профессионально несостоявшийся человек. Но есть такие профессии, где совершенно не требуется стремиться к тому, чтобы стать богаче. Например, если ты писатель, или если ты композитор, если ты священник. И в этих случаях (а это абсолютное большинство профессий) человек, мне кажется, должен стремиться к тому, чтобы у него были, конечно, определенные необходимые для жизни материальные блага, для содержания своей семьи и для того, чтобы оставить что-то в наследие потомкам. Но если человек ставит всей целью своей жизни личное обогащение, то это может привести к жизненной трагедии. Потому что, например, ради обогащения человек может оставить любимую работу и начинать заниматься нелюбимым делом. Ради обогащения некоторые люди бросают свои семьи и заводят новые. Ради обогащения некоторые люди уезжают со своей родины и потом всю жизнь мучаются и страдают. Поэтому, я думаю, что никогда обогащение не должно быть самоцелью. Оно может быть лишь неким побочным продуктом профессиональной деятельности человека.

Ведущий. Владыка, жития некоторых милостивых святых, например, святого Филарета Милостивого, которые раздавали свое имущество, вызывают недоумение у современных людей. Святой Филарет взял последнюю корову и отдал бедному человеку. Когда семья стала его за это упрекать, и жена говорила, что остался теленок, который мычит и плачет без матери, он сказал: «Как же я забыл?». И пошел теленка тоже отдал. Современным человеком не святой Филарет воспринимается, как совершающий подвиг, а его семья воспринимается, как мученики. Как относиться к житиям таких древних святых?

Митрополит Илларион. Я думаю, что все жития нужно читать через призму опыта тех людей, которые жили в те времена. Тогда были совершенно иные стандарты. И опять же, жития говорят о конкретном подвиге конкретного святого. Вот допустим, святой праведный Иоанн Кронштадтский жил со своей женой, как брат и сестра. То есть, между ними не было половых отношений, и у них, соответственно, не было детей. Но ведь Церковь не считает это нормой. Наоборот, нормой является полноценная семейная жизнь, рождение и воспитание детей. Если святой Иоанн Кронштадтский избрал такой образ жизни по какому-то, может быть, особому откровению от Бога, то это принадлежит к его личному опыту, но это не значит, что все подряд должны теперь это воспроизводить в своей собственной жизни. Поэтому к житиям святых нужно подходить именно как к рассказу о подвигах тех людей, которые жили в древности, которые жили в наши дни. Но совсем не все в их жизни заслуживает или требует буквального подражания.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Видео — рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера