О повиновении воле Божией

О повиновении воле Божией

 Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Предлагаем Вашему вниманию простое и ясное объяснение причины, по которой мы должны строить свою жизнь в повиновении воле Божией.

Отвечает настоятель Христорождественского Храма села Заозерье Павлово — Посадского района Московской области протоиерей Сергий Николаев:

«Се бо прииде Крестом радость всему миру». Крест и радость. Только в христианском сознании oни могут быть рядом — cтрадание и праздник. Через крестные страдания Спасителя пришло в мир Воскресение, всемирная Пасха. Через жизненный крест созидаются наши души для Пасхи Небесной.

Как нет на земле человека, который бы не согрешил, так нет и того, кто не имел бы в своей жизни скорбей. Самая беспечальная жизнь, самая безоблачная судьба только кажется таковой. Oна тоже имеет cвои горести. He случайно землю нашу называют юдолью (долиной) скорби, плача, печали и слез. Кому больше, кому меньше выпадает тех слез, но хватает всем. И конечно, каждый старается как-тo избежать или уменьшить свои страдания. В том нет греха. Сам Спаситель покидал те места, где Ему грозила опасность, а перед арестом, преклонив колени, молился: «Отче! о, если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!»(Лк.22,42).

И в церковной молитве мы просим Господа «о еже избавити нас от глада, губительства, труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междуусобныя брани, и всякия смертоносныя язвы». А потом еще и в личных своих прошениях молим Господа, Богородицу и святых угодников об исцелении от болезни, о даровании детей, об избавлении от тесноты, о помощи в приобретении новых квадратных метров и о многом другом. И в этих сугубо житейских и «малодуховных» прошениях тоже нет греха. Но вспомним, какими словами окончил Спаситель молитву к Отцу: Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42).

Вот чем отличается «бегство от скорбей» верующего во Христа человека от такого же бегства человека, не знающего Христа.» Да будет воля Твоя яко же на небеси и на земли»,— говорит христианин, преклоняя свою волю и свои желания пред волей Божией. «Да, я не хочу и боюсь страданий, — говорит он. — Но если Ты, Всеблагий, даешь их мне, я беру этот крест». Он говорит так потому, что знает, «что все истекает от Бога, и явное благо, называемое нами добром, и неявное, которое кажется злом» (как мудро изложил В, А. Жуковский).

Какое же благо в болезни? — спросит кто-то. Ведь болезнь — само зло. Нет, и в болезнях есть добро, иначе их не было бы в мире, «Болезнь самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль». «Болезнь — вот школа смирения». Это строки из дневника священника Александра Ельчанинова. Но дети? Им-то зачем эта школа смирения? И детям болезнь для смирения, для того, чтобы прервать развитие греха, укротить своеволие. Замечено, что гордые и своевольные дети чаще болеют.

Или бедность. И в бедности не одно только зло. Вот многодетная православная семья. Жизнь трудная, во всем недостаток, нищета. Но как заботливы друг к другу супруги, как добры и сострадательны к окружающим и дети, и родители. «А может вам дать…», «возьмите у нас…», «давайте, мы поможем…». Будто они сами не нуждаются в той же картошке, сахаре, в помощи. Как часто именно переживаемая нужда пробуждает в людях доброту. Причем доброту не сентиментально-словесную, а деятельную доброту, выраженную в личном участии.

Внимательно исследуя любое земное бедствие или страдание, мы непременно увидим в нем и добрую, созидательную составляющую. У А. И. Куприна есть забавный рассказ «Механическое правосудие». Суть его такова. Некий учитель изобретает механизм для наказания розгами. Перед городским собранием он долго и подробно рассказывает о причине создания машины, о ее свойствах. В его словах нам открывается человеконенавистнический, жестокосердный и самовлюбленный характер самого изобретателя. Но во время демонстрации механизма учитель, по случайности, сам попадает на место истязуемого и получает какое-то чудовищное количество ударов. Однако после выздоровления он совершенно изменился, сделался добр и был очень любим учащимися, несмотря на то, что преподавал греческий и латынь. Здесь, хоть и через комичную ситуацию, показана действительная взаимосвязь пережитых страданий и умягчения сердца.

Что в человеческой судьбе мы назвали бы самым ценным? Перенесенные страдания. Апостол Павел не нашел в своей жизни ничего достойного, кроме страданий. Не достижениями он хвалится, а своим крестом: А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я… Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской… (2 Кор. 11, 21 — 25). Страдание обладает огромным авторитетом. Бывает, что человек нам неприятен или чем-то обидел. Но вот мы узнаем о том, что у него какая-то беда. Мама ли у него болеет, или сын пьет. И уже пропало неприязненное чувство, совсем иными глазами смотрим мы на него. Истина о человеке открывается не через его таланты, слова, поведение. А через его жизненный крест. Вспомним, что в Спасителе узнали истинного Бога не когда Он творил чудеса, изгонял бесов, ходил по водам и воскрешал мертвых, но когда Он претерпел крестную смерть. Лишь тогда увидели, что воистину, Он был Сын Божий (Мф. 27, 54). Лишь тогда.

Свой крест есть у каждого человека, но люди по-разному принимают и несут этот крест. Одного знакомого мне нотариуса часто вызывали для оформления документов на дом. Вызывали обычно к старому или тяжелобольному человеку, чтобы тот мог подписать дарственную или завещание. Знакомый рассказывал, что, встречаясь с людьми, находящимися на пороге смерти, с людьми, давно и безнадежно больными, он научился узнавать верующих даже не расспрашивая. Они не жаловались на болезнь, на врачей и родственников. Они пребывали в состоянии примирения с действительностью, их не ужасало предстоящее. И каждое общение с таким человеком еще раз убеждало, что переносимые с терпением страдания облагораживают душу. Причем не только того, кто их терпит. Не раз нашему внимательному нотариусу довелось услышать о том, что рядом с больным, по-христиански переносящим свое положение, состоялось семейное примирение, окончилась вражда, прекратились подозрения.

Неверующие же во Христа страдальцы, как правило, не желают добровольно покориться воле Божией, или, как они думают, обстоятельствам. Они нетерпеливы, постоянно ищут виновных в своем положении. Их страдание — тяжелее, потому что, по словам святителя Tихона Задонского, «нетерпение усиливает боль». Около таких больных не редкость семейные ссоры, скандалы, взаимные претензии.

Христос не обещает нам жизни без скорбей. Он говорит: возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Но как это реализовать в жизни? Вот пример. Девушка, принимая ухаживания молодого человека, слишком увлеклась. Через некоторое время поняла, что беременна, и приняла решение рожать, хотя с парнем своим уже рассталась. Подружки ей: «Ты что, зачем тебе эта обуза? И замуж с ребенком не выйдешь, и не выучишься». Но она не пошла на детоубийство, родила. Понимала, что будет трудно, но добровольно приняла этот крест. Может быть, заботы о ребенке не дадут ей в полной мере развить свои таланты, реализовать планы. Но для души ее, как говорил старец Паисий Святогорец, «безропотное несение своего креста имеет большую ценность, чем плоды тех талантов, которые даровал нам Бог». Да, будет трудно. Но скажите, что люди вспоминают чаще всего? Именно пережитые трудности. Не приятно и легко прожитое время, а время крестоношения. Именно эти воспоминания более всего радуют нас впоследствии. Или еще. Молодые супруги, у них уже два ребеночка, а тут выясняется, что и третий намечается. Бабушки в ужасе: «Вы что, хотите впятером на одну зарплату жить?» А супруги и этого младенчика рожают, и следующего. А потом растят их всех на одну зарплату и несут свой крест вслед Христа. Сахарной жизнь этой семьи, конечно, не будет. Но, когда жизненный выбор сделан правильно, в добровольном повиновении воле Божией, то, несмотря на все трудности, человеку уже здесь дается тот удивительный покой душе, про который сказано: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

 

 << На главную страницу                                  Вопросы священнику >>