Архимандртит Георгий Шестун

О воспитании и перевоспитании

Добрый день, дорогие наши посетители!

Может ли человек человека воспитать и тем более перевоспитать? Что нам дал Бог и что мы сами приобрели в этом мире? Стоит ли судить и переделывать других людей? Как мы должны поступать, видя недостатки других людей? Чем являются наши попытки переделать друг друга? Что значит – видеть свои грехи? Почему святые отцы заповедали молиться за своих врагов?

На данные вопросы отвечает архимандрит Георгий (Шестун):

«Давайте подумаем, что нам дал Бог и что мы сами приобрели в мире. Родился каждый из нас по Божией воле, то есть никто из людей не выбирал, родиться или не родиться. Господь даровал каждому великий дар жизни, жизнь вечной, бессмертной души.

То же можно сказать о месте рождения, о народе, в котором мы родились. Поэтому чувство патриотизма может быть только у верующего человека, который понимает, что родина дарована Богом, ее следует почитать, любить.

То же самое можно сказать про пол – мужской или женский, – который мы не выбираем. Семью, родителей тоже должны принимать, как — дар Божий. И если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то на самом деле все вокруг нас есть — дар Божий.

Но тот дар, который Бог дал, можно ли переделывать по собственному усмотрению? Следует смиряться, радоваться и принимать с покорностью то, что получил. Родителей должен почитать, народ свой любить, родину свою хранить, защищать. Поэтому когда мы пытаемся все переделать, когда не соглашаемся с тем, что даровано Богом, то это одно из греховных наших настроений.

Мы вообще часто ропщем на свою жизнь, бываем недовольны. Когда на людей ропщем, то забываем, что каждый человек – носитель образа Божия. Христос, Спаситель мира, дал пример, когда к Нему привели блудницу, которую по закону иудейскому следовало побить камнями. Так как Его искушали фарисеи, пытались доказать, что Он нарушает закон, то Иисус не стал никого отговаривать. Он просто сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8:7). И все потихонечку положили свои камни и разошлись.

Если говорить об отношениях между взрослыми людьми, то когда мы начинаем переделывать, судить других людей, мы идем не по православному пути, потому что православный путь – это путь зрения своих грехов, а не чужих. Перед каждым другим человеком нужно смиряться, любить его, чтить, и если есть какое-то недовольство этим человеком, то следовать Евангельским заповедям и за этого человека молиться, потому что переделать друг друга практически невозможно.

Каждый человек хранит, как дар Божий, свою свободу, неповторимость, свою особую исключительность, которую Господь каждому из нас даровал от рождения нашего. Можно вспомнить советы Амвросия Оптинского, которые он дал своей духовной дочери. Она его спросила, с чего начинать спасение души. Первый совет: перестань всех учить. Второй: зри свои грехи и кайся. Это путь православного отношения к человеку, к миру. А все попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности, нашего нехристианского отношения к миру, друг к другу.

Люди живут не по нашим законам, но это не значит, что они живут неправильно. Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, – это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь.

Как говорят святые отцы, самое главное – я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри – это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю.

А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но, это же великое счастье, потому что видеть свои грехи – значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения.

Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь, при помощи этого человека, помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем.

Мир на нас оказывает постоянное влияние, силы демонические и люди, живущие не по Божиему закону, а по закону мира сего, воздействуют на нас. А наша задача, вопреки всему, следовать воле Божией, следовать спасительным путем, путем стяжания благодати, путем Богоугождения, потому что у нас тоже есть своя воля, свой разум, мы знаем закон Божий, Божественное Откровение.

Мир пытается влиять на нас губительно, греховно, но есть ведь мир Божий, благодать, которая помогает нам устоять. Поэтому когда мы говорим о воспитании, то должны понимать, что воспитание – это питание, а не только влияние.

Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать – это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка: мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным.

Большинство людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным существом. С точки же зрения православия, человек рождается с поврежденной природой, с печатью первородного греха. И прежде чем его воспитывать, развивать, необходимо сначала исцелить и исправить. Если это не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу.

Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в Таинстве Крещения, в Таинстве Благодатного посещения, когда именно духовное начало обретает первенство в жизни.

Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке – от Бога, поэтому воспитать — привести ребенка к Богу – и есть основная обязанность родителей».

Окончание

Читайте также о том: Как воспитать ребенка добрым и благочестивым христианином?

Окончание

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>