В воспитании ребенка нужен особенный педагогический такт
Мир Вам, дорогие наши посетители!
Воспитание детей, одна из самых сложных и ответственных задач на земле! И те родители, которые целиком себя отдают дело любого родителя. Особенно в подростковый период воспитание дается сложно. Нужно привить ребенку самостоятельность, и при этом воспитать в нем послушание и уважение.
Одна православная женщина задала следующий вопрос:
«Сыну сейчас 16 лет, он студент университета. С 4 лет живем без отца. Как сохранить теплые, дружеские взаимоотношения с сыном? Нужно ли стимулировать его откровенность, желание поделиться всем со мной, или это приведет к тому, что он вырастет «маменькиным сынком»? Какую литературу стоит прочитать?
Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
«Ребенок вырастает «маменькиным сынком» не потому, что он откровенен с матерью как со своим другом, а потому что мать неразумно берет на себя все его проблемы и подавляет его личность.
Откровенность не терпит доктринального тона и подавления инициативы. Некоторые родители считают, что если они не будут контролировать жизнь своих детей и вмешиваться во все мелочи, то дети обязательно натворят что-нибудь плохое.
Такая семья превращается для ребенка в казарму или тюрьму. Нужно не только добиться доверия своего ребенка, но также доверять ему. Поэтому, говорите с ним в форме советов, разъясняя возможные последствия его поступков, и некоторые задачи сознательно предоставляйте решать ему.
В воспитании ребенка нет определенной схемы; здесь нужен особенный педагогический такт. Некоторые родители потакают всем прихотям ребенка, а другие, напротив, считают нужным бороться с собственными детьми и идти напротив их желаний. А есть такие, которые превращают дом в кабинет прокурора, в котором ведутся допросы: где ты был, с кем ты был, что делал и что думал.
Такой деспотизм дорого обходится как детям, так и самим родителям. Ребенок вырастает или слабовольным существом, или таким же деспотом, жертвой которого становятся нередко сами родители.
Что касается учебников по воспитанию, то, как ни парадоксально, но в семьях психологов, которые пишут учебники, редко можно найти примерных детей”.
Читайте также другие публикации на вышезатронутую тему:
Трудности подросткового возраста
Переходный возраст наших детей
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
Хотелось бы обратить внимание опять – на само слово: “такт”. Ведь это же просто “соприкосновение”. Отсюда “тактичный” – умеющий соприкасаться, “тактика” – способ соприкосновения с важными обстоятельствами, напр., с противником, “такт” в музыке или технике – прикосновение, присоединение задающего ритм устройства… Так, “глядя в корень”, много легче понять что же требуется? А требуется – УМЕНИЕ входить в конТАКТ, если хотите – мастерство педагога, родителя. Само же оно зависит от прочности и ясности духа, зрения и мозгов, от здравия души того, кто намеревается достичь определённого эффекта своих действий – от учителя, от родителя.
Так что на самом деле надо предъявлять немалые требования к самому себе, иначе, даже располагая хорошим, вроде и работающим “инструментом”, велик риск не улучшить дело, а вообще всё сломать!
Воспитательная работа обладает рядом закономерностей, в корне отличающихся от всех других, привычных нам в природе и даже в людском сообществе.
Но и пугаться здесь нечего, постарайтесь БЫТЬ ТАКИМ, как вы желаете ребёнку, и чтобы он ПОЧУВСТВОВАЛ (а не только услышал от вас) и как надо делать, и каков положительный эффект от этого. Он САМ, впечатлившись, В ТАЙНЕ приняв это благое, пойдёт полюбившейся ему дорогой. В тайне – потому что здоровая душа АВТОНОМНА и по-настоящему открыта может быть лишь Создателю. Как, кстати, и природа Истины. Недаром и Спаситель не раз требовал от видевших – помалкивать.